Окончание части -2. Начало здесь…

2.4. Х͟о͟л͟о͟д͟и͟л͟ь͟н͟и͟к͟ ͟v͟s͟.͟ ͟Т͟е͟л͟е͟в͟и͟з͟о͟р͟ ͟ ͟

На Скриншоте 1 с экрана (сделанном на момент подготовки этой блог-статьи) перечислены основные проблемы, которые сегодня волнуют американского избирателя, их вес в принятии решения, за кого голосовать. Эти проблемы сформированы в одном из последних соцопросов, проведённых MSNBC (Скриншот 2 – стоял у меня неделю тому назад в соответствующей фб-заметке, ниже идущее описание касается прежде всего этого соцопроса). В других соцопросах формулировки проблем и их вес могут так или иначе отличаться друг от друга, но общая картина от этого принципиально не изменится, хотя в течение нескольких месяцев, она постоянно менялась.

Скриншот 1

Сегодня, за две недели до выборов в тройке лидеров по результатам большинства соцопросов закрепилась экономика (твёрдое первое место) – инфляция, рецессия, стоимость жизни, работа. Далее с переменным успехом идут преступность и иммиграция/охрана сухопутной границы с Латинской Америкой.

Скриншот 2

В приведённом опросе MSNBC преступность (crime) почему-то опустилась на шестое место, уступив место в лидирующей тройке «угрозе демократии». При этом что интересно, и прореспубликанские избиратели, и продемократические обвиняют противоположную сторону и её лидеров в возникновении этой угрозы, которая никогда до этого даже не рассматривалась. Демократы обвиняют республиканцев и Трампа, а республиканцы – демократов и Байдена.

За тройкой основных проблем, в конечном счёте, оказались проблемы запрета абортов, здравоохранения, образования, изменения климата и развития инфраструктуры. Все они ещё совсем недавно горячо обсуждались и периодически попадали в лидирующую тройку.

К сожалению, даже в сформировавшуюся таким образом «великолепную семёрку» для украинской проблематики места не осталось. Хотя Украина, как ни одна страна мира, сегодня на слуху американцев, которые, в целом, по своей природе изоляционисты, а связанная с войной проблема называлась почти во всех предвыборных опросах. Но об этом, как и обещал, поговорим в следующей заметке. А сейчас просто попрошу украинцев не обижаться на американцев. Вспомним хотя бы, как мы с вами относились, например, к не менее кровавой сирийской трагедии или к войне в Йемене. 

Ничего не поделаешь, увы, текущие проблемы своей страны всегда ближе к сердцу, а холодильник (вместе с бензином, а точнее, его стоимостью) при этом в сознании обывателя всегда побеждает телевизор (и всё остальные медиа). Тем более это становится очевидным во времена галопирующей инфляции, роста цен на основные потребительские товары и, возможно, приближающейся рецессии.  Как раз то, что как раз сейчас и переживает американская экономика.

Конечно, в деятельности администрации Байдена и в политике Демократической партии были ошибки (эмиграционных вопросах, например). Хотя в целом им есть чем объяснить объективные причины многих проблемы, обострившихся сейчас не только к экономике, но и в других областях американской жизни. Та же цикличность в развитии экономики, тот же Ковид, например, ещё недавно бушевавший в США, и связанные с ним проблемы поставок, те же нерешаемые уже более 20 лет проблемы иммиграции, то же наследство хаотической внутренней и внешней политики Трампа и так далее.  Есть чем и похвастаться: например, рекордно низкий уровень безработицы, небывалый в условиях якобы приближающегося экономического кризиса, ряд достижений практически во всех областях деятельности, связанных со многими другими проблемами, вошедшими в семёрку основных (медицина, образование, инфраструктура, изменение климата, проблема сохранения прав женщины на аборт). Однако, как уже объяснял раньше, в сознании американцев правящая партия и только она всегда и во всём виновата. Поэтому партия власти промежуточные выборы обычно и проигрывает.

Да и проблемы надлежащего наполнения холодильника и бензинного бака в режиме «сегодня и сейчас» в сознании обычного человека всегда важнее, чем, скажем, стратегическая проблема охраны природы, результаты своевременного и правильного решения которой почувствуют, может быть, только следующие поколения. Или скажем, проблемы доступной медицины, которые молодых людей и не волнуют. О проблемах абортов уже вообще не говорю. Многие из нас ими интересуются только по идеологическим соображения, а идеологию, как известно, на хлеб не намажешь и в бак свой машины не зальёшь.

И вот, как раз это всё, мне не кажется, и не учли многие кандидаты от Демпартии и пиаровцы, обслуживающие их предвыборные кампании. Например, после скандального решения Верховного суда и властей многих штатов, практически запретивших аборты, демократы полностью переключились на эту тему, которая на некоторое время стала главной из широко обсуждаемых проблем страны. В результате рейтинги и кандидатов, и Байдена, и демократов вообще, начиная с мая-июня резко пошли вверх. 

Но потом «холодильник» напомнил о себе, и уже с конца лета, все эти рейтинги поползли вниз. А демократические кандидаты и поддерживающие их медийные издания вместо того, чтобы хотя бы как-то среагировать на экономические проблемы, объяснить причины происходящего, популярно рассказать, что делается для решения этих проблем, и так же ненавязчиво похвастаться достигнутым в других областях, продолжали говорить об абортах.  Все, включая лично Байдена, спохватились только к концу сентября. А рейтинги продолжали падать… 

В итоге, что же мы имеем на сегодняшний день? На выборах в две палаты Конгресса, общий прогноз колеблется от относительно лучшего: «за демократами останется только Сенат, где у них так и останется минимальное большинство» до совсем плохого: «демократы проиграют обе палаты». И в том, и в другом варианте, возрастёт количество представителей ультрарадикального движения МАГА (читай, сторонников Трампа), что ещё сильнее затруднит плодотворное сотрудничества Байдена с Конгрессом. В особенности много трампистов ожидается в Палате представителей. В предыдущей заметке я подробно объяснял, что такое МАГА и что от этого движения можно ожидать.

Похоже, что всё решится на нескольких выборах в штатах из группы колеблющихся (swing) штатов, в которых уже несколько избирательных циклов, собственно, и решается судьба выборов. Из 50 штатов таких наберётся с десяток. На этот раз «горячие» пары соперников, идущих «ноздря в ноздрю» на выборах в Сенат, существуют в Неваде, Аризоне, Джорджии, Пенсильвании, Огайо, Висконсин и Флориде. На выборах губернаторов колеблющихся штатов (опять-таки в предыдущей заметке объяснял, почему сегодня это тоже очень важно) к таким парам до недавнего времени относились относятся кандидаты в Мичигане, Аризоне, Джорджии, и Техасе.

Соцопросы буквально каждый день дают разные результаты, но тенденция, к сожалению, остаётся прежней. Там, где демократ шёл раньше с большим перевесом, сегодня это перевес сводится к статистической ошибке, а там, где демократ, раньше проигрывал только несколько пунктов, разрыв постепенно увеличивается, а на иногда превращается уже в непреодолимый. Хотя от демократов там выступают довольно сильные кандидаты (например, губернаторские выборы в Джорджии и Техасе, да и, пожалуй, сенаторские во Флориде) Уж простите меня, «плохую весть приносящего» …

2.5. У͟к͟р͟а͟и͟н͟а͟ ͟в͟ ͟с͟в͟е͟т͟е͟ ͟а͟м͟е͟р͟и͟к͟а͟н͟с͟к͟и͟х͟ ͟в͟ы͟б͟о͟р͟о͟в͟:͟ ͟с͟о͟ц͟о͟п͟р͟о͟с͟ы͟ ͟и͟ ͟в͟о͟к͟р͟у͟г͟ ͟н͟и͟х͟ ͟

Общественное мнение в Украине сегодня, мне кажется, окончательно запуталось в политическом сумбуре, который царит в канун американских выборов. И немалый «вклад» в эту путаницу внесли «русские» американцы, о которых я поговорю в конце этой заметки.  Как относится американский избиратель к Украине и к её войне с озверевшим соседом, и в какую стороны меняется со временем это отношение?  Какие политические силы больше, а какие меньше поддерживают Украину?  Что можно ожидать от победившей на выборах партии? В предыдущих двух заметках этого моего цикла я постарался кратко ввести украинцев в обстановку, царящую сейчас в американской внутриполитической жизни. Надеюсь, что это поможет лучше разобрать в ситуации. В этой же заметке, надеюсь, последней в этом цикле о демократии, стоящей на краю пропасти, в которую её толкают Путин и Трамп, я постараюсь ответить на выше сформулированные вопросы.  И начну её с соцопросов общественного мнения в США, проведённых в последние несколько месяцев.

Буду использовать результаты опросов агентства Reuters и маркетинго-социологической службы Ipsos чикагского совета по глобальным проблемам, которая уже более 50 лет специализируется на подобного типа соцопросах, и консалтинговой фирмы Morning Consult (самый последний из них, проведён 23 октября). Сразу скажу, что полученные в разных соцопросах цифры почти не расходятся между собой, хотя некоторое их «ухудшение» (для Украины) со временем всё-таки проявляются. Что и понятно, если учитывать ожесточённость внутренней политической борьбы, естественно, коснувшейся и войны в Украине. Для сохранения объективности ниже я старался указывать самые последние цифры и по возможности сохранять формулировки вопросов, а последнее, как вы понимаете, очень важно.

Но до основных цифр несколько слов об общих тенденциях (по опросам CCGA за последние 10 лет). Несмотря на двухпартийное согласие относительно того, как Соединенные Штаты должны противостоять войне России против Украины, и угрозе Тайваню со стороны Китая, все же есть резкие партийные разногласия во взглядах на внешнюю политику.

• Как и в прошлых опросах, республиканцы, которые после двух неудачных войн Буша мл. постепенно всё больше превращаются в «голубей», в первую очередь ориентированы на внутреннюю безопасность, и настороженно относятся к участию США в международных акциях, если только они прямо не касаются защиты американской безопасности или экономических интересов. Нынешняя поддержка республиканцами активного участия США в мировых делах находится на уровне 55%, что является самым низким показателем в истории опросов Чикагского совета.

• И наоборот, демократы после относительно нерешительной политики Обамы склонны считать, что международно скоординированные решения глобальных проблем должны быть основным направлением внешней политики США. Согласно этому видению, 68% демократов поддерживают активную роль США в мировых делах. Хотя сейчас поддержка снизилась до 68% против пика в 78% два года назад.

• Как следствие, общая поддержка активной роли США в мировых делах снизилась до 60% среди всех американцев – самый низкий показатель с 2014 года.

А теперь некоторые цифры по последним опросам. 73% опрошенных в октябре согласились с тем, что США должны продолжать поддержку Украине, несмотря даже на российское предупреждение о возможности использования ядерного оружия и ухудшающей экономической ситуации с стране. При этом среди поддерживающие демократов за помощь Украине 81% опрошенных (см. также опрос либеральных американцев [2])), а среди республиканцев – 66%. Хотя в августе таких республиканцев было только 51%.

Расшифровывается «поддержка общей помощи» Украине следующим образом:

• Экономическая помощь – 71%

• Передача военной техники и другого вооружения – 72%

• Готовность продолжать поддерживать Украину «столько сколько нужно для её победы» – 58%

• Готовность поддержать отправку американского континента в Украину – 38%, среди них демократов – 56%, независимых – 39% и республиканцев – 29%. (Именно этот пункт с удовольствием распространяет российская пропаганда с упором на 38%).

Вот это и есть мнение американской общественности. Если же говорить, что здесь нужно различать (а) тех, кто поддерживает или не поддерживает Украину исходя из своих собственных чувств и нормальных идеологических принципов и (б) тех, кто руководствуется при этом сугубо внутриполитическими соображениями и, прежде всего, мнением своих избирателей. Конечно, никакие соцопросы это явным образом никогда не зафиксируют. Однако те, кто внимательно следит за перипетиями политикой борьбы сегодня, без труда могут сделать следующие выводы (всё, что я дальше буду говорить, опирается на ранее сказанное в двух частях этой блог-статьи:

1. Ультраправое консервативное движение МАГА, с одной стороны, окончательно сформировавшееся не без помощи Трампа, который сам, с другой стороны, полностью ориентируете на настроение этих людей, больше склоняется против помощи Украине. Тем более, что Трамп в конце сентября публично заявил, что будь он президентом, войны никогда не было бы, потому что он нашёл бы общий язык с Путиным, чего, по его мнению, не смог сделать Байден. А такие слова их кумира ещё больше склонило МАГА-движение к отрицанию целесообразности помощи Украине, в особенности, при тех экономических проблемах, которые переживает сегодня страна. Здесь не мешало бы вспомнить, кто составляет основу «ядерного электората» Трампа. Это малообразованные более или менее возрастные жители небольших населённых пунктов, белые, которые помнят, а чаще просто насмотрелись в голливудских фильмах все прелести той «позолоченной» Америки, к которую бывший и, они надеются, будущий президент обещает их всех вернуть.

2.  И вот такая отравленная среда (Трамп-МАГА–Трамп), в которой сейчас находятся политики Республиканской партии, вынуждает многих из них так или иначе поддерживать трампизм (читай, фашизм), по сути дела, всё больше превращающийся в доминирующую идеологию партии. При этом существует большая вероятность того, что МАГА-крыло партии, члены которого принимают трампизм более искренне и становятся его проводниками, победит на этих выборах.  Если такое случится, то вполне можно ожидать, что и партия в целом окончательно превратятся в «голубей» трамповской породы, забыв о принципах внешней политики своего когда-то любимого Рейгана, по сути дела, способствующей краху «империи Зла»,

3. Единственная хотя и малая надежда остаётся на умеренное (правоцентристское) крыло республиканцев, которое пока всё-таки выступает за всестороннее поддержку Украины. Многое здесь будет тоже зависит от итогов выборов – сохранят ли умеренные даже в количественном плане своё влияние на деятельность двух палат Конгресса (в особенности, в Сенате) и результаты голосования голосований там. Отсюда и недавние противоречивые заявления потенциальных двух лидеров партии в будущем составе палат Конгресса. Сначала Маккарти (руководитель республиканской фракции в Палате представителей и потенциальный её спикер) заявил, что при всей его поддержке Украины времена «незаполненного чека» (blank check) на войну после выборов для Байдена закончатся. Сперва Макконел, руководитель республиканского меньшинства в Сенате своего коллегу поддержал. Однако затем потребовал от Байдена увеличить масштабы помощи Украины. Все эти противоречивые телодвижения объясняются двумя факторами – стремлением привлечь на свою сторону колеблющихся республиканцев и независимых, а также сохранить за собой руководства фракции после выборов. Ведь они тоже внимательно следят за результатами опросов. При этом Маккарти не позавидуешь, ведь в нижней палате ожидается существенное увеличение роли ультраконсерваторов.

4. А теперь немого о других крайностях, на этот раз со стороны менее умеренных (прогрессистов) в Демократической партии. На днях они неожиданно послали Байдену открытое письмо, в котором потребовали более взвешенной политики по отношению к Украине. Правда, вскоре после возмущения более умеренного (левоцентристского) крыла демократов письмо было отозвано, но очень неприятный осадок всё-таки остался.  Похоже, что здесь без Обамы не обошлось. Говорю это как левый либерал, который раньше всегда поддерживал Обаму, но со временем всё-таки понял, что «хороший человек», да ещё идеологически «правильный» не всегда оказывается хорошим политиком, а президентом тем более. Ведь остающийся кумиром прогрессистов (в прежде всего их избирателей) недавно заявил, что не совсем поддерживает сегодняшнюю украинскую политику своего бывшего вице-президента Байдена. Мол, пора уже Байдену определиться и окончательно провести красную черту (ещё одну) в отношении России, через которую Америка никогда не должна переступать.  Вот и погнались политики-прогрессисты за своими избирателями точно так же, как политики-республиканцы гонятся за своими. Увы, политика не всегда дело совсем уж чистое! 

5. Особая речь о позиции «русской» Америки. Здесь мы являемся свидетелями удивительного парадокса.  Существенное большинство из них (вернее, из нас), с одной стороны, люто ненавидят одного фашиствующего деятеля – Путина, а с другой, обожают другого такого же – Трампа? При этом хочу заметить, что в подавляющей своей массе «русские американцы» (да и, как и «русские», живущие на Западе, вообще) относятся к диаметрально противоположной демографической группе, чем «ядерный электорат» Трампа. Американские «русские» – это в основном живущие в больших городах высокообразованные и продвинутые люди самого разного возраста. Кстати, очень интересно, за кого будут голосовать они на этих выборах – за демократов, которые в целом больше поддерживают Украину, или за последователей Трампа, который Украину никогда не будет поддерживать хотя бы так, как это сегодня делает Байден. К счастью, нас здесь относительно мало, и погоды на выборах мы не делаем. Чего, увы, нельзя сказать про таких «русских» и довольно популярных блогеров, где бы они сейчас не жили, как Илларионов, Латынина, Солонин, Веллер, Пинкус и им подобные. Погоды они тоже, конечно. не делают, но запутывают жителей Украины вовсю. 

На этом заканчиваю своё многотомное «ФБ-произведение».  Осталось только приложение к 5-му пункту последнего раздела, которое сделаю уже в блоге.  Спасибо всем, кто осилил его. И прошу простить если кому-то испортил настроение – «что вижу, о том пою». А вот насколько моя «песня» правильно отражает виденное, мы начнём узнавать уже через неделю! Очень хотелось бы ошибиться!

Приложение следует…

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , , , ,