До судьбоносных промежуточных выборов осталась неделя. Это подборка моих заметок представляет более общий цикл заметок, которые я периодически публиковал, в основном, только на своей странице в ФБ в течение несколько последних недель. Он состоял из двух частей. Первая больше касалась Украины, а вторая – США с проекцией опять-таки на Украину.  Именно эту вторую часть я и положил в несколько отредактированном (в том числе сокращённом) виде в основу данной подборки, с которой впервые знакомлю читателей данной антитрамповской группы, во многом состоящей из русскоязычных американцев. Однако поскольку Украина так или иначе проходит через все заметки этого цикла, я во многом ориентировал его именно на украинского читателя.

Ведь, естественно, сегодня жители Украины интересуются всем происходящем в США лишь в разрезе американской помощи их стране: то или не то, мало или много, быстро или медленно, за или против? Не всегда учитывая при этом один простой аспект. Всё, что делает Америка, как, вообще говоря, любая демократическая страна Запада, во многом зависит от перипетий внутренней политики в конкретной стране, а политика, как всегда, дело, увы, не совсем чистое. Об этом подробнее рассказываю как раз в этой (второй) части. Хотя хорошо понимаю, что такая ориентация на вчерашних моих земляков может в чём-то и раздражать сегодняшних земляков.

Сегодня демократию упорно толкает к пропасти и Путин и Трамп. Путин, в конечном счёте, развязавший после своих почти 20-летних «стараний» кровавую войну с соседней Украиной. В ту же пропасть не менее уверенно толкает демократию и Трамп. Это два сапога пара, вся «идеология» которой сводится к накоплению личного богатства и стремлению к неограниченной власти. Правда, Трамп пока обходится без явных человеческих жертв и разрушений. Но лишь потому, что ему пока всё-таки мешает американская общественно-политическая система – препятствие, с которой никоим образом не сталкивался Путин с первых своих дней во власти. Начал Трамп толкать в пропасть Америку, а вместе с ней и всю мировую демократию западного образца в 2017 году, и тот, кто думает, что, оставив Белый дом, он этим прекратил заниматься, глубоко ошибается.

Почему впервые столь много внимания уделяю промежуточным выборам, чего не делал, начиная с 2004 года? Ответ прост, потому что промежуточные выборы 2022 года могут оказаться, как выразился один известный политолог, решающим сражением американской демократии с силами местного неофашизма, выступающего сегодня под знамёнами трампизма.

 В этой подборке я представил и попытался обосновать свою точку зрения по представленной здесь проблематике. Цифры и факты за прошедшие пару недель могут в чём-то и устареть. Уж простите меня, времени для принципиальной коррекции у меня нет. Через неделю мы уже начнём обсуждать другое. Однако точку зрения свою на всё происходящее сегодня в США я не изменил. Да и динамика цифр, представленных здесь и её направление тоже, к сожалению, не сильно изменились. А суть моего ожидания исходов этих выборов, следующая:

  • Демократы, с большой вероятностью проиграют Сенат с ещё большей вероятностью Палату представителей. А это так или иначе будет сопровождаться приходом к власти радикального ультраправого крыла Республиканской партии, подмятой под себя Трампом.  
  • Могли ли демократы этого избежать? Не знаю могли ли полностью избежать, но хотя бы как-то улучшить картину, думаю, что да. Но об этом уже поздно говорить.
  • С учётом большой вероятности, что Трамп может принять участие в следующих президентских выборах и даже победить там, следует ожидать серьёзных потрясений в недалёком американском будущем. И это будущее может начаться уже в январе следующего года.
  • Если такое случиться, ситуация с помощью Украины может ухудшиться. Да, может быть, Байден не всё делал так, как многим из нас этого хотелось и в части сроком, и в части объемов. Однако у меня нет никаких сомнений, что при республиканском большинстве даже только в нижней палате Конгресса, не говоря уже о возвращении Трампа в Овальный кабинет, ничего подобного тому, что делал Байден и демократическое большинство в Конгрессе, мы не увидим – всё будет!

А теперь подробнее….

2.͟1͟ ͟Т͟р͟а͟м͟п͟и͟з͟м͟ ͟и͟ ͟г͟и͟т͟л͟е͟р͟и͟з͟м͟.͟ ͟В͟с͟п͟о͟м͟и͟н͟а͟я͟ ͟и͟с͟т͟о͟р͟и͟ю͟

А ведь трампизм – это и самом деле самый настоящий фашизм, а то, что в США – это явление, увы, тоже вполне возможно, хорошо иллюстрируется в кадрах из документального фильма «Ночь в саду». Фильм о съезде американских фашистов в 1939г в Madison Square Garden в самом центре Нью-Йорка. Чтобы мои читатели об этом нее забывали, стараюсь каждый год о фильме по случаю напоминать. Участники того сборища назвали его совсем просто: «проамериканский (!) митинг». Правда, сразу на ум приходит девиз «Сделаем Америку снова великой», который звучал на всех трамповских митингах и продолжает звучать сегодня, ведь он уже почти год их опять проводит? 

При этом хочу обратить ваше внимание на удивительное сходство между тем, что происходит сейчас в Америке, с тем, как в 1922г и последующее десятилетие нацисты во главе со своим фюрером, опираясь на отряды штурмовиков, постепенно перехватили рычаги власти в одной из самых демократических в те года стран мира, за несколько лет превратив Германию в одну из самых жестких в те годы диктатур.  И как в общем-то культурный народ постепенно к этому не только привыкал и приспосабливался, но и сам в значительной части с удовольствием превращался в носителей фашисткой идеологии. Кстати, хорошо это показано не только у Ромма в его «Обыкновенный фашизм», но и у Висконти «Гибель богов».

Судите и сравнивайте сами:

• Гитлер – Трамп с их «подавляющей» харизмой и ультрапопулизмом («наши парни»), а также поиском врагов внутри страны и за рубежом (у Гитлера – евреи и коммунисты, у Трампа – кто только не был, но «коммунисты/социалисты» среди них постоянно);

• «Deutschland, Deutschland über allen» – «Make America Grate Again!»;

• Национал-социалистическая партия Германии – Движение МАГА (и то, и другое на базе «идеологии», соответственно, Гитлера и Трампа);

• элита Германии – элита Республиканской партии, сегодня захваченная трампистами;

• штурмовики СС – Держатели клятвы (Oath keepers) и Гордые парни (Proud Boys);

• Мюнхенский пивной путч 1922г.  – штурм Капитолия 6 января 2021;

• поджёг Рейхстага – наверняка, что-то подобное произойдёт, если Трамп вторично окажется у власти.

Думаю, список таких аналогий легко продолжить, включив туда и то, что намеревался сделать Трамп в первый свой срок. Но тогда он ещё только учился. Боюсь, что, окажись Трамп снова в Белом доме, он учтёт все свои ошибки. В результате чего страна начнёт постепенный переход от мягкого авторитаризма Орбана, Эрдогана и первых лет Путина до установления явной диктатуры типа той, что совершил Гитлер, начиная с вполне демократической победы его партии на выборах в 1932г. Говоря о мягком авторитаризме я имею в виду последовательность шагов авторитарного правителя с подминанием по себя партии (Путин не подминал, а создал партию под себя), затем прессы, затем госструктур, затем судебной ветви власти снизу доверху и так далее.

Кстати, Коэн, бывший адвокат Трампа в своей книги подробно рассказал, как Трамп уже в первый свой срок пытался подмять под себя Минюст и Минобороны. Только цейтнот помешал Трампу поставить во главе Минюста абсолютно преданного ему человека. Не говоря уже о трёх консервативных судьях, которых Трампу удалось ввести в Верховный суд. А сегодня на него вовсю работает Fox News и практически его личная социальная платформа TRUTH Social (Социальная Правда  — что-то до боли знакомое напоминает 😊 ). Можно вспомнить и про свидетельские показания в комитете, расследующего попытку переворота 6 января, что за годы правления Трампа в ФБР появилось много его сторонников, которые сыграли свою роль в утаивании информации о подготовке этого переворота.

2.2. О͟ ͟«͟т͟р͟е͟т͟ь͟е͟й͟»͟ ͟п͟а͟р͟т͟и͟и͟ ͟в͟ ͟д͟в͟у͟х͟п͟а͟р͟т͟и͟й͟н͟о͟й͟ ͟с͟и͟с͟т͟е͟м͟е͟ ͟

Итак, до выборов в Конгресс вместе с органами власти каждого штата, которые, как всегда, состоятся в первый вторник после первого понедельника ноября, осталось не так уж и много. 

Обычно промежуточные выборы не привлекают такого уж большого внимания, так как в стране с двухпартийной общественно-политической системой они более предсказуемы – власть в двух палатах Конгресса начинает (если это первые выборы при недавно победившем новом президенте) или продолжает (если президент во власти уже второй срок) переходить от партии президента к оппозиционной партии. Такой переход отражает общую цикличность власти в США, когда власть по кругу переходит от одной из двух основных партий к другой. Например, от более левой (Демократической партии) к более правой (Республиканской), чтобы спустя некоторое время вернуться назад (к Демократической). А такие переходы, в свою очередь, отражают цикличность капитализма в любой современней демократической стране – экономический пятник постоянно вращается между более регулируемой государством (лево либеральной) экономикой и менее регулируемой (право либеральной). Когда у власти правые либералы, они снижают налоги, уменьшают вмешательство в дела рынка, он развивается более бурно, но, в конечном счёте, перегревается, что неизбежно приводит к финансовому кризису. Приходит к власти левые либералы, повышают налоги, усиливают регулирование рынка, он успокаивается, но при этом темпы развитие экономики замедляется. Новый кризис, и всё начинаются сначала.  И такой экономический маятник, с моей точки зрения, – это залог нормального развития государства. 

Идеология правого либерализма в своей основе так или иначе – это консерватизм. Поэтому, как правило, в культурно-социальной области правые либералы всегда более консервативны чем левые либералы.

При этом, как и в любой мейнстримной левой и правой партии почти в каждой либерально –демократической стране Запада, в Демократической партии США, как и Республиканской партии, существуют более радикальные крылья, соответственно, левое и правое крыло. Обычно эти крылья не делают в партии погоду, так как значительно уступают в численности умеренной основе партии, соответственно левоцентристской у демократов и правоцентристской у республиканцев.

Так вот, основное отличие грядущих выборов как раз и заключается в том, что внутри Республиканской партии в эпоху Трампа обычно малочисленное праворадикальное крыло не только резко разрослось, но и стало исключительно экстремистски. Экстремисты фактически захватили власть в партии, подмяв под себя правоцентристов. Праворадикальное крыло республиканцев представляет интересы Трампа и очень мощного, исключительно агрессивного, а по сути, фашистского движения МАГА (аббревиатура трамповского лозунга «Make America Great Again»).

Другими словами, внутри Республиканской партии родилась третья очень экстремистская правая партия, которая вместо того, чтобы выйти из неё, хочет изнутри уничтожить «тело», в котором эта новая партия родилась. Присвоив при этом себе имя родителя. И это само по себе уж очень тревожное явление, которое к тому же совсем не типично для нормальной общественно-политической системы. 

Движение МАГА начало формироваться ещё в момент первой предвыборной кампании Трампа в 2016г. на базе фактически абсолютно преданного ему «ядерного электората», который не только принёс тогда победу Трампу, но и постепенно превратился в основной его политический капитал. Именно эту валюту – голоса «железного электората», начиная с промежуточных выборов-2018 и вторых своих президентских-2020 стал использовать тогда ещё президент Трамп для формирования политического крыла MAГА в законодательных и исполнительных органах власти, начиная с федеральных (две палаты Конгресса) и заканчивая органами власти региональной (губернаторы штатов и законодательные «парламенты»), а также и даже местной.

При этом нужно не забывать, что федеральные политические органы власти, начиная с президента, прямо или косвенно, так или иначе участвуют в формировании судебных органов власти: суды всех уровней, включая Верховный суд, и прокуратуру, начиная с Генерального прокурора.  Более того, у губернатора и законодателей штата есть возможность определённым образом повлиять на ход и результаты выборов как на местах, так даже и в федеральных органы власти, включая президентские выборы.   Это, в частности, касается нарезки избирательных округов и, как в эпоху Трампа стало ясно, даже подведению итогов президентских выборов.

И вот как раз на предварительных внутрипартийных выборах радикальное крыло Республиканской партии, отражающее интересы Трампа, а через него МАГА-избирателей вступило в жесткую схватку с умеренными (правоцентристскими) республиканцами. При этом Трамп публично поддержал всех МАГА-вских кандидатов и лично выступал в поддержку этих кандидатов на их предвыборных митингах, собирающих десятки тысяч поклонников бывшего, а может быть, и не дай бог, будущего. Само собой, не обошлось здесь и без реальной валюты, которой Трамп щедро обеспечивал МАГА-вских кандидатов. Заметим, что валюту он платил, конечно, не из своего кармана, а из кармана партии, который он фактически давно уже превратил в свой.

Кроме того, серьёзные издержки законодательства о финансировании избирательных кампаний, позволили направить громадные финансовые потоки от постоянных и, как вы понимаете, совсем не бедных доноров Трампа в сторону именно кандидатов от МАГА. В результате не менее половины внутрипартийных республиканских выборов завершилось уверенной победой людей Трампа. 

Примечание1. На всякий случай скажу, что в рамках мейнстримных идеологий себя я отношу к левым либералам относительно умеренного типа. При этом более умерен я в сфере социально-культурной. Что касается экономического либерализма, то теоретически, живи я в Западной Европе, безусловно умеренность моя сильно ослабла бы. Однако я живу в Америке, поэтому вынужден быть на стороне левоцентристов в Демократической партии. В любом случае за радикальных «левым» (прогрессистов внутри Демпартии) при прочих равных я голосовать не буду. Как и вполне возможно при определённых обстоятельствах  моё голосование за правоцентристского республиканца, что мы с женой, кстати, дважды делали, проголосовав за республиканского губернатора нашего штата.

2.3. ͟Б͟о͟л͟ь͟ш͟а͟я͟ ͟Л͟о͟ж͟ь͟ ͟Т͟р͟а͟м͟п͟а͟ ͟v͟s͟.͟ ͟Н͟е͟б͟о͟л͟ь͟ш͟о͟й͟ ͟э͟н͟т͟у͟з͟и͟а͟з͟м͟ ͟д͟е͟м͟о͟к͟р͟а͟т͟о͟в͟ ͟

Как всегда, на промежуточных выборах полностью обновляется Палата представителей – нижняя палата Конгресса США, одна треть его верхней палаты – Сенат, избираются губернаторы в некоторых штатах, обновляются часть законодательных органов всех штатов и местных органов власти.

Фактически, как было показано раньше, демократам на этих выборах предстоит бороться с двумя «партиями» внутри одной Республиканской партии – правоцентристскими республиканцами и радикальными правыми республиканцами, поддерживающими Трампа.  Хотя, естественно, в бюллетенях избиратели на конкретном участке увидят только одного республиканца – победителя предварительных внутрипартийных выборов.

При этом нужно учесть, что по традиции последних лет оппортунизм внутри каждой из двух партии хотя и бывает, но очень редко и обычно на голосованиях в Конгрессе выражается не более чем двумя-тремя голосами «традиционных» оппортунистов. Например, среди таковых в своё время у республиканцев явно выделялся известный сенатор Маккейн, а сегодня у демократов роль главного оппортуниста играет сенатор Менчин.

В «мирное» политическое время внутрипартийный оппортунизм можно было рассматривать как нормальное и даже полезное явление. Учитывая издержки американской двухпартийной системы, такой оппортунизм хотя бы как-то способствовал взаимным компромиссным решениям. Но сегодня в Америке, к сожалению, другая политическая погода на дворе.   Поэтому на избирательных участках демократам, чтобы сохранить своё большинство в палатах Конгресса лучше всё-таки не проигрывать. Ведь, кроме всего прочего, партия, которая побеждает в конкретной палате, получает в ней практически в полное своё распоряжение все без исключения комитеты этой палаты.

При этом нужно также учитывать, что в Палате представителей более радикальны как левые (демократы), так и правые (республиканцы), а эта палата всегда относительно существенно многочисленнее, чем Сенат. Это связано с тем, что в нижней палате каждый депутат представляет относительно небольшой демографически однородный округ штата, в отличие от Сената, где каждый штат независимо от численности его населения представлен только двумя своими депутатами, А последнее обстоятельство в этом году чревато серьёзной опасностью, потому что Палата представителей в случае поражения демократов окажется под властью не столько идеологически более радикальных правых, но и к тому же экстремистски настроенных трампистов.

Любого трамписта, идущего сейчас на выборы от Республиканской партии, можно легко распознать. Это человек, который верит (или притворяется, что верит) в конспирологическую Большую Ложь Трампа: «Победа Трампа украдена, Байден не президент»

В этом плане сегодня меня очень обеспокоила информация, связанная с последними результатами соцопросов. То, что тенденция роста рейтинга Байдена, которую мы наблюдали в течение лета, перестала работать и рейтинг зафиксировался где-то на уровне 45% одобряющих его политику (не одобряет 52%), – это, конечно неприятно, но эти цифры в общем-то обычные на первых промежуточных выборах после первой победы президента. Правда, у Обамы было несколько выше – 47%, (после реформы здравоохранения), а у Буша мл. ещё выше (но то после стремительного роста его популярности, связанной с катастрофой 11 сентября), но зато у Трампа был столь же низкий рейтинг. Больше пугает другое – Трамп при таком рейтинге потерял Палату представителя и получил её нового спикера, своего главного врага Пелоси.

Однако ещё хуже другое. При рекордном высоком количестве избирателей, которые собираются голосовать на предстоящих выборах – более 80% (цифра рекордная не только для промежуточных выборов, но, насколько я помню, и даже для президентских выборов), энтузиазм, который при этом испытывают сторонники республиканцев значительно выше, чем у сторонников демократов: 78% – у республиканцев против 69% – у демократов. А ещё хуже то, что опять-таки динамика роста энтузиазма у республиканских избирателей за последние три месяца хуже, чем у демократов – энтузиазм у республиканцев за это время возрос на 10 пунктов, в то время как у демократов только на 3 пункта. И это не есть хорошо!

Именно эти печальные результаты сподвигли меня на эту заметку, несколько изменив мои планы. С другими результата соцопросов и другими особенностями предстоящих выборов постараюсь вас всё-таки ознакомить в следующей заметке… если опять что-то не произойдёт на фронтах двух сегодняшних войнах: настоящей войны Украины против фашиста Путина и пока ещё только политической войны американской демократии против зарождающего фашизма Трампа. 

Примечание2. Всё вышесказанное превращает меня идеологически умеренного левого либерала, как и многих других сторонников Демократической партии, в бескомпромиссного противника республиканцев. Не до идеологических сантиментов сейчас – власть может оказаться в реках трампизма (читай, фашизма), за кулисами театра которого опять стоит Дональд Бесноватый. Поэтому вынужден вернуться к лозунгу прошлой предвыборной кампании: «Буду голосовать хоть за кактус, лишь бы не Трамп!» (уточняя сегодня, «не трампист»), а также обращаюсь с призывом ко всем противникам Трампа прибавить энтузиазма и обязательно участвовать в голосовании, хотя его фамилии нет в сегодняшних бюллетенях и если даже вам кажется, что в вашем регионе демократы обязательно побеждают.

Окончание следует…

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , ,