«Жаль только — жить в эту пору прекрасную
уж не придется — ни мне, ни тебе»
Николай Некрасов, «Железная дорога»
Ряды алармистов явно пополняются. И этот процесс ещё больше ускорился после завершения #USAelection2016 и в особенности в течение первой недели проживания избранного президента в Белом доме. На днях в ряды алармистов вступил и Владимир Пастухова. Хочу порекомендовать всем беседу, в которой он высказал несколько очень интересных мыслейо #трампизм’е, среди которых, мне показалось, есть и довольно оригинальные. В данной блог-заметке в тезисной переработке приведены основные его высказывания из этой беседы иногда с добавлением к ним моих примечаний и комментариев.
– Мир сегодня вступает в полосу перемен – время, в котором древние китайцы больше всего боялись жить.
– Заканчивается «левая» волна, которая во многом была спровоцирована утопическими иллюзиями о том, что наступило царство свободы. Мол, история кончилась, наступило царство свободы, справедливости, надо его просто повсеместно и последовательно воплотить в каждой точке.
– Естественной реакцией на это становится сегодня движение в противоположном направлении. Пошла «правая» волна. Обычно, это нормальное периодическое колебание политического маятника. Так мир устроен, что маятник общественного развития движется слева направо, а потом наоборот. Однако никогда, к сожалению, никто не имеет сил остановиться где-то: всегда куда-то перебирают.
– Так и произошло с последней «левой» волной. Постепенно «левизна» либерализма стала приобретать характер агрессивного догматизма. Совершенно очевидно, что это движение в сторону леволиберальной интеллигентской мечты зашло слишком далеко. Таким образом, «правая волна» отчасти была необходима, потому что оно должно отрезать заскакивание маятника налево. Проблема только в том, что на этот раз «правая» волна пошла с таким ускорением оно, что стало очевидным, скоро маятник заскочит далеко вправо, и его механизм будет сломан. Это уже не традиционная волна. Это «правый» вал.
– «Правый» вал на самом деле просто является звоночком, и за ним последует — после всех крушений и катастроф – неминуем следующий огромный скачок глобализации, но до отката этого вала может потребоваться два-три десятилетия. Хотя обычно смена направления движения маятника справа налево и наоборот занимает около 10 лет. (Это, как экономические кризисы. Обычно они наступают через 5-8 лет, но несколько раз в столетие они могут превратиться в глобальные экономически катастрофы. Или как революция, перегибы которой лечатся контрреволюцией – А.М.).
– Трамп со своей командой и все остальные трамписты – контрреволюционеры в других странах – это такие очень интересные человечки, которых выбросило на гребень волны контрреволюции высотой с девятиэтажный дом. Они не понимают, что там, под ними, девять этажей, и они в некоторой степени, как дети, наслаждаются тем, что их фантастически куда-то несет. Они там прыгают, переминаются с одной лыжи на другую — такой виндсерфинг. Боюсь, что очень скоро это закончится, на смену им придут другие люди, но дела, которые эти популисты и демагоги успеют натворить, будет очень тяжело поправить, и ремонт займёт значительно время.
– Украина на этом фоне теперь видится как некая глобальная переломная точка, смысл и значение которой, боюсь, мы сами ни год, ни два назад не понимали. Украина была точка высшей экзальтации демократического разума, потому что, с моей точки зрения, Европа отчасти повелась сама на том, что происходило в Украине, зашла в политике либерально-демократической экспансии так далеко, что у нее авангард оторвался от тылов, и получила ответный удар от России, который и спровоцировала обратную волну.
– В очередной раз Россия как периферийная часть Европы начинает какие-то процессы, которые потом превосходят ее многократно. Надвигается год Октябрьской революции: совершенно понятно, что Октябрь спровоцировал перелом парадигмы в европейском развитии в сторону социального государства, в сторону активного участия государства в управлении экономикой, чем угодно. Другой вопрос, что в самой России это приобрело экзотически брутальный характер, в то время как в Европе и Америке это приобрело характер разумной социальной политики и так далее.
– Россия спровоцировала, на самом деле, эту «правую»волну, которая пойдет теперь своим путем далеко вперед. Россия и Путин как лидер общественного мнения остались в прошлом. Теперь взгляды всего мира будут прикованы к Америке, которая становится ньюсмейкером, потому что она — лидер теперь этого «правого» вала и она, а не Россия будет его теперь возглавлять.
– Это не переход к изоляционистской политике, это переход к политике джунглей, когда рейдеры начинают сами по своему усмотрению делать все, что хотят. Мне кажется, это недальновидная политика. Она уже не вписывается в технологическую парадигму нового мира и придет в тупик гораздо быстрее, чем им кажется.
– Произошла какая-то трагическая развилка между масштабом личности и масштабом проблем. В какой-то степени история выбрала для реализации своего плана абсолютно случайного человека по имени Трамп. Трамп – это не Рейган, с которым он себя любят сравнивать. Он в отличие от Рейгана актер, который играет просто самого себя. Именно с этим и будет основная проблема. Не с «правым валом», как таковой, а с тем, что сейчас у нас масштаб личности на уровне Виши и Чемберлена.
– Но нет худа без добра. Был проведен эксперимент, когда некоему сообществу мышей были предоставлены идеальные условия в смысле еды, размножения и спокойствия. Эксперимент показал, что где-то в шестом поколении они перестали спариваться и вымерли. К сожалению, «вызовы» полезны, это тот позитив, о котором можно сейчас говорить.
– Будут «вызовы», появятся и личности. Ведь спрос на сильные личности может возникать только там, где есть сильная турбулентность и сильные проблемы. И именно теперь наступает очередь новым Рейганам, Колям и Тэтчер (с которыми не Путину тягаться -А.М.). Конечно, хотелось бы, чтобы такие сильные личности появились быстрее. Не хотелось бы дожить до тех времен, когда действительно потребуются лидеры калибра, условно говоря, Чингисхана или Александра Македонского, когда решать проблемы надо будет: увидел узел — разрубил его, потому что развязывать нет времени.
Итак, лет этак через тридцать, а, кто знает, может быть, немного и подольше всё будет хорошо, прекрасная маркиза. «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе». А вы всё ещё называете меня алармистом!?
Комментарии
Powered by Facebook Comments
Тэги: глобализация, история, левый либерализм, политика, политический маятник, сильные лидеры, США, Трамп, трампизм