propaganda-5Ниже идёт статья Алексея Заиграева, которая появилась как ответ на интервью известного специалиста и публициста Георгия Почепцова «Информационные войны выигрываются задолго до их начала». На данный момент ни одно украинское издание не захотело опубликовать данную статью, а по сути дела, открытое письмо с вопросами журналиста учёному. Здесь она помещена (без всякого редактирования) с любезного согласия с автора. И традиционная оговорка – мнение автора не обязательно совпадает с мнением собственника блог-площадки. Более того, этот самый собственник не имеет своих рецептов, как в условиях ожесточённой информационной войны, местами сопровождаемой вооружёнными столкновениями, должны вести себя журналисты и СМИ из воюющих сторон? В особенности, если сама воющая сторона считает свою войну справедливой.

——————————

 «Уважение истины и права общества на истину является первейшим долгом журналиста»
Декларация принципов поведения журналистов

 Чем отличается истина от пропаганды? Журналистика от PR и работы пресс-служб? Информвойна от объективного и полного освещения событий? — Основами деятельности. Принципами.

Почему не взять за основу Декларацию, и законодательно не обеспечить требования к ее выполнению? На сегодняшний день человечество не придумало ничего лучшего и более демократичного. Какая необходимость бороться с искажениями информации со стороны врага — другими искажениями? Мы будем пытаться победить ложь — ложью, или все-таки правдой?

 В этом году позиция Украины в рейтинге свободы СМИ снизилась на два пункта. Теперь страна занимает 129 место среди 180 стран. Об этом говорится в отчете «Репортеров без границ».

Предусмотрена ли экспертиза готовящихся законопроектов в международных инстанциях?

 Правильно ли я понял что, подготавливаемый этап информвойны — сузит возможности редакций доносить свою точку зрения до читателя?

 Кроме того. У нас нет площадок для обсуждения проектов страны. Готовящихся реформ. В частности, медиа-пространства. Появятся ли они, если речь идет об управлении информпространством в рамках пропаганды, подразумевающей превалирование одного мнения?

 Зарегулированность медиа-рынка убивает конкуренцию в борьбе за читателя. Большинство наших изданий — не бизнес-проекты. С последствиями вроде обслуживания заказчиков и трансляции соответствующих однобоких позиций. Предполагается ли законодательно помочь масс-медиа стать сферой бизнеса, и обслуживать интересы только своей аудитории? Или нас ждёт унификация с соответствующей потерей части читателей?

 Как учитываются права потребителя СМИ, готового платить за достоверное и полное освещение событий, соответствующее принципам журналистики, а не пропаганды? Что будет с трансляцией разных точек зрения, особенно противоречащих позиции действующей власти, критикующих ее? Останется ли здесь свобода?

 Не предлагается чёткая альтернативная Хартия журналистов для информвойны. Безусловно, нуждающаяся в обсуждении как журналистским цехом, так и потребителями СМИ. Планируется ли это? И вновь вопрос о ее экспертизе в международных инстанциях.

 Без чётко прописанных правил игры — открывается простор для коррупции контролирующих инстанций. И возможность манипуляций. Когда любая, более или менее «подозрительная» точка зрения может быть объявлена нарушением — с соответствующими санкциями?

Подразумевается ли готовящимся реформированием цензура? Какая именно: касающаяся сохранения государственной и военной тайны, или круг подцензурных тем расширится?

 В интервью сказано, что стране нужна своя пропагандистская машина. Заставят ли журналистов стать ее частью? Что будет с теми, кто откажется, и продолжит работать в соответствии с принципами Декларации журналистов, или с собственными принципами?

 Придется независимым изданиям переформатировать свою деятельность в соответствии с новой информационной политикой? Кто компенсирует вызванные этим потери аудитории?

Есть государственные СМИ. Трансляторы официальных точек зрения. Почему не ограничить информвойну ими?

 За всеми реформами информпространства — кроется банальный передел внутреннего медиа-рынка. Это не способствует улучшению качества прессы в борьбе за читателя. И добросовестной конкуренции. Разрабатываемые законопроекты будут способствовать ее защите? Как именно?

 Что будет с демократичностью в выражении мнений и взглядов, свободой отстаивать общечеловеческие ценности, — мы не отдалимся от них? Не пытаемся ли мы строить европейскую страну методами советской и российской пропаганды?

 Насколько будет совпадать предлагаемая нашими СМИ картина мира — с тем, что транслируют западные СМИ? Упростится ли их доступ на наш рынок? Насколько мы в этом заинтересованы? Придется ли им укладываться в рамки нашей информполитики? Медиа-пространство станет более закрытым?

 Декларация принципов журналистики создана на доверии к потребителю СМИ. Его вкусам, совести, убеждениям. Уважает его право на доступ к информации, свободу выбора точек зрения. Не получается ли, что мы огульно всех заподозрили — в неспособности разбираться в вызовах времени, качестве информпродукта и выборе достойных доверия СМИ?

 Из Декларации: «Журналистом заслуживает называться лишь тот, кто в своей деятельности руководствуется вышеперечисленными принципами. Следуя законам своей страны, в профессиональных вопросах журналист признает только юрисдикцию своих коллег, исключая вмешательство любого характера со стороны правительства и других лиц». Украинским журналистам с этим — что делать?

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , , , , , , , , , , ,

Один комментарией to “Пропаганда – могильщик журналистики? Вопросы Алексея Заиграева, украинского журналиста, участника АТО своему соотечественнику Георгию Почепцову, профессору-конфликтологу”

  1. Исключительно интересный разговор по теме, в котором выступили автор статьи, Георгий Почепцов, Василий Гатов и ваш покорный слуга, состоялся (и на данный момент ещё продолжается) здесь — https://www.facebook.com/anatoliy.milner/posts/10153657393154433