Бурное и всё ускоряющее развитие технологий стало благодатной почвой для целой армии футурологов, включая рунетовских. Они, как алхимики, в поисках «философского камня» будущего Интернета смешивают в своей реторте тенденции развития технологий с природными потребностями человека, но при этом почему-то забывают о законах рынка. А ведь эти законы в обозримом будущем никуда не денутся. Поэтому попытаюсь добавить уже сугубо бизнесовый ингредиент к двух названным, с которыми обычно оперируют наши алхимики.
Сейчас много говорят о всяких проклятиях, связанных с развитием новых информационно-коммуникационных технологий. В особенности это касается Интернета и, прежде всего, всех направлений медиа: стихийного (блогосфера), регулярного (пресса), социального (включая социальные коммутаторы типа Фейсбук). Тут и культ любителей (cult of ametures), который убивает культуру, и смс-подобный стиль общения («чириканье») с засильем малогабаритного контента. Тут и безумие толпы, сводящее на нет мудрость коллективного разума. Тут и угрозы, нависшие над традиционной прессой, которые не исчезнут, даже если она вся превратится в современную цифровую. Тут и гибель высшего образования и настоящих научных исследований («сёрч убивает ресёрсч», используя терминологию Андрея Мирошниченко). Да и много других всяческих проклятий, которые, по мнению некоторых пророков, не сегодня, так завтра неизбежно приведут к концу виртуального света, что, в свою очередь, и реальный мир сильно потревожит. А совсем недавно Владимир Рушай – тоже один из моих виртуальных друзей начал постоянно говорить о проклятии социальных сетей (читай, социальных коммутаторов), которые по мере «набухания» их пользовательской массы, становятся малопригодными для интеллектуальной элиты. Мол, превращаются все они во «всемирные Одноклассники» для плебеев, а также бабушек и дедушек. Решил и я вставить свои пять копеек – завершаю заметку о проклятии «лайков». Давно уже на эту тему говорю, а сейчас решил возвести её в статус ещё одного проклятия Интернета. В общем, новый Апокалипсис и всё тут.
С любым из проклятий Интернета можно соглашаться или оспаривать его. По всей видимости, в той или иной степени каждое из таких проклятий всё-таки имеет место быть. Но, в любом случае, с моей точки зрения, все они вторичны и являются производными симптомами генетического проклятия Интернета – его родовым признаком и одновременно его священной коровой. Большинство веб и других услуг, которые Интернет предоставляет, были и остаются бесплатными для пользователей.
А ведь известно, что «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». И новые технологии это старую истину не отменили. За всё нужно платить, и мы пользователи, как и общество, в целом, за мифическую бесплатность расплачиваемся высокой ценой. Ведь себестоимость услуг тех же социальных коммутаторов совсем не маленькая. Одно только поддержание серверного хозяйства, обслуживающего сотни миллионов пользователей с их огромными информационными потоками на соответствующем уровне быстродействия и надёжности, чего стоит! Почему же за компьютерные операционные системы или почтовые услуги мы готовы платить, а за услуги социальных операционных систем, каковыми являются социальные коммутаторы, нет? Ведь последние стоят никак не дешевле. Не платим мы – пользователи, платят бизнесы. Вот отсюда и засилье рекламодателей и маркетологов. Никуда не денешься – кто платит, то и заказывает музыку. Ведь многие интеллектуалы, которые так любят стенать о всяческих проклятиях Интернета, заказывать музыку хотят, а самими за неё заплатить, пока ещё никак не готовы.
Интернет, вообще, а Веб, в частности, это ещё один канал для рекламодателей и маркетологов всех мастей, «впаривающих» нам свою продукцию. Да и, положа руку на сердце, позволю себе маленький перифраз классика: «Мы все пиарим понемного когда-нибудь и как-нибудь». И пусть кто-нибудь из моих виртуальных друзей (как и другие читатели этой заметки) кинет в меня камень, если это не так, и мы тоже не пользуемся тем же Фейсбук, Гугл+ или Твиттер для продвижения себя любимых, а зачастую параллельно и нашего бизнеса. А почему бы и нет? Ведь грех не воспользоваться столь глобальными каналами с такой пропускной способностью! И при этом совершено за бесплатно. Якобы за бесплатно. И вот в этом-то как раз и кроется главное проклятие Интернета.
Хорошо, определившись с тем, «Кто виноват?» (вернее, «Что виновато?»), пора и перейти к сакраментальному «Что делать?». Ответ на второй вопрос явно вытекает из ответа на первый. Надо платить и платить не косвенно сопутствующим своим дискомфортом, а непосредственно презренным металлом. Платить за нужное нам качество сервиса, платить за контент. Точно так же как мы это делаем в реальной жизни, пользуясь теми или иными услугами, покупая те или иные товары.
Применительно к информационным технологиям проблема облегчается тем, что при этом остаётся живой и «священная корова Интернета». Каждому из нас, исходя из своих потребностей и возможностей, выбирать, что для него (неё) важней: качество или количество. Хочешь много и разного, придётся как-то и в чём-то или во всём жертвовать качеством. А вот за «нет» (хочу качество!) придётся и раскошелиться. Аналогичный выбор очень часто и давно уже предлагают нам СМИ. Чем больше стоит издание, тем выше качество его дизайна и совсем нет или менее назойлива там реклама. Не знаю, как сейчас в России и в Украине, но на Западе это же правило существует для теле- и радиоканалов. И от того, что медиа всё более становится цифровым, суть такого подхода вряд ли должно измениться. Да и, по большому счёту, в Интернете тоже существует компромиссная бизнес- модель. Называется она freemium – базовые возможности бесплатные, а за их расширения и дополнения взимается плата. Однако применительно к социальному медиа здесь ещё предстоит много чего сделать на пути объединения этих двух моделей (СМИ-шной и программистской).
Система платежей за Интернет-услуги не должна быть улицей с односторонним движением. Медийный ресурс любого вида (его владелец) должен делиться доходами с его активными пользователями и, прежде всего, с авторами контента. Биллинговая система ресурса должна включать в себя развитые механизмы ранжирования контента и его авторов. При этом учитываться должны не только и даже не столько «проклятые лайки», но и другая активность пользователей, связанная с конкретным контентом: что пользователи больше читают, чем чаще делятся с другими, на что ссылаются и что обсуждают. Причём объектом ранжирования должен выступать, прежде всего, оригинальный контент, а не ссылки на него. Но об этом, как уже обещал, в одной из следующих моих заметок.
Есть ли здесь альтернатива? Теоретически есть, в особенности, применительно к услугам социальных коммутаторов. Ведь на самом деле, тот же Фейсбук давно уже превратился в коммунальную услугу. А, как известно, во многих странах коммунальные услуги в той или иной степени дотируются из государственного и/или местного бюджета. Но, во-первых, в наше время перманентного экономического кризиса у подобных бюджетов и без этого проблем хоть отбавляй – как говорится, приходится по одёжке протягивать ножки. Во-вторых, дотации, если они и будут, коснутся, прежде всего, малообеспеченных слоёв, к которым наши интеллектуалы вряд ли относятся:). И, в-третьих, что такое государственный (местный) бюджет? Это же не что иное, как наши налоги…
Так что, как не посмотри, больше или меньше, так или иначе, а платить за сервисы Интернета придётся. А интеллектуальной элите – тем более.
Немного вышел всё-таки за формат малогабаритного контента:). Но, надеюсь, читатель меня простит. Всё-таки не о каком-то рядовом проклятии речь у нас пошла, а о концептуальном и системообразующем…
Комментарии
Powered by Facebook Comments
Тэги: бизнес-модель, будущее, малогабаритный, малоформатный контент, медиа, платежи, потребности, рынок, технологии, футурология