Недавно ко мне обратились из журнала «Эстет» с предложением поучаствовать в дискуссии о современной интеллигенции. Прислали несколько базовых тезисов, включая мысли Антона Чехова на эту тему. Ниже идут мои соображения на этот счёт (куда я дополнительно сделал вставку из А. Чехова). Решил с ними, не дожидаясь публикации в февральском номере, вас познакомить. Тем более, что, работая над ответом, мне удалось наконец-то расширить свою ранее трёхуровневую «интеллигентную матрёшку», включив неё ещё один уровень На картинке, которую позаимствовал из той заметки, вы видите, именно, четыре матрёшечки. Вот и захотелось, для каждой найти своё определение:). Правда, искал я четвёртый уровень выше, а нашёл его внизу. Если редакция выполнит своё обещание и пришлёт мне вёрстку материалов, помещу в своём блоге и всю дискуссию.
Два года тому назад в Профессионалы.ру я основал группу «Интеллигенты 2.5». Две основные цели преследовал, создавая эту группу. Первая — показать, что интеллигентные люди в корректной и продуктивной форме даже в он-лайне могут обсуждать самые сложные проблемы нашей жизни. Второй целью было попытаться понять, а какая она есть интеллигенция в эпоху нового медиа – так называемая, цифровая интеллигенция. Отсюда и приставка «2.5» в названии группы.
Кое-как здравствует группа и сейчас, но мне в ней уже стало совсем не интересно. Почему? Да потому, что за время работы в этой группе я вдруг с удивлением понял, что интеллигенции как таковой, собственно, и нет. Есть просто некоторая поведенческая характеристика, которой можно измерять интеллигентность человека. Но ничего даже похожего на известное IQ – коэффициент интеллекта здесь и в помине нет. Более того, вообще, как выяснилось, каждый называющий себя интеллигентом определяет это понятие по-своему. Почти, как помните, «что такое счастье, каждый понимает по-своему». Понятие «интеллигент» оказалось таким же размытым и субъективным, как, скажем, понятие «хороший человек».
Сам я технарь, а не интеллигентовед. Поэтому за помощью полез в Интернет. Оказалось, что эта неопределённость существует и там. Нет и никогда не было общепринятого понятия интеллигент. И вряд ли это понятие когда-нибудь уже появится.
Всё, что я узнал и понял из жарких дискуссий в нашей группе и во всём виртуальном пространстве, позволило мне сгруппировать все существующие определения термина «интеллигент» в четыре большие группы.
Первая группа включает в себя множество самых примитивных определений, из которых следует, что интеллигент – это почти то же самое, что и интеллектуал. Именно так, кстати, почти одинаково трактуются оба этих понятия на Западе.
Следующей идёт группа, в которой интеллигент уже рассматривается как не только умный, но и хорошо воспитанный человек. Другими словами, что-то типа «умный джентльмен». При этом, как и для первой группы, часто спорят, умный – это обязательно образованный человек или житейский ум здесь тоже вполне сойдёт?
Ещё более сложно интеллигент смотрится в третьей группе, где к уму и воспитанности (внешней культуре) добавляют внутреннюю культуру – тоже, вообще говоря, достаточно расплывчатое понятие.
Присланные мне материалы напомнили, что А. Чехов в письме к брату сформулировал восемь черт настоящего, с его точки зрения, интеллигента:
…они уважают человеческую личность и умеют прощать…
…они сострадательны и болеют душой за то, чего не видно простым глазом…
…они не унижают себя для чужого сочувствия…
…они уважают чужую собственность, а потому платят долги…
…они не суетны и не хвастливы…
…они чистосердечны и боятся лжи…
…они уважают в себе талант и жертвуют для него всем…
…они воспитывают в себе эстетику – внешнюю и внутреннюю…
Таким образом, по Чехову интеллигент находится где-то между второй и третьей группой. Ближе, пожалуй, всё-таки к третьей. Моё личное и довольно интуитивное восприятие интеллигента находится, пожалуй, в той же области, но, наверное, всё-таки чуть-чуть ближе ко второй группе.
И, наконец, на вершине этой своеобразной пирамиды, или, как я её называю, «интеллигентной матрёшки» стоит интеллигент – носитель некоторого мессианского начала. Почти так исторически трактуется интеллигентность в России. Здесь каждый интеллигент часто рассматривается не только как микро-мессия, но и многие считают даже, что существует чуть ли не социальная прослойка таких мессий — интеллигенция. К слову, интеллигенты, относящие себя к этой четвёртой группе, больше всего и спорят о том, а что такое интеллигент есть, и сильно презирают тех, кого они относят к трём нижним группам. Обычно многие из таких рафинированных интеллигентов к тому же ещё и ненавидят друг друга.
Что ещё интересно – последняя группа, к сожалению, не очень вписывается в мою модель четырёхуровневой интеллектуальной матрёшки. Дело в том, что, как мне объяснили настоящие интелигентоведы, среди рафинированных интеллигентов с мессианскими наклонностями встречаются люди, которых с большим трудом можно отнести к джентльменам. Например, в пылу дискуссии со своими оппонентами, они их даже и послать далеко могут.
Вот и скажите мне после этого, что такое интеллигент? Фантом какой-то! С одной стороны, как будто и существует. Более того, даже некоторые «тянутся к пистолету», когда слышат это слово. А вот, с другой стороны, никто точно не может сказать, что же это такое на самом деле? Почти, как в сказке: «идём туда, не знаем куда; ищем то, не знаем, что».
В следующей заметке, продолжая свои крамольные мысли, я хотел бы затронуть вопрос творческого сотрудничества интеллигентов.
Комментарии
Powered by Facebook Comments
Тэги: интеллигент, интеллигенция, матрёшка
Но если утилитарно подойти, спросить себя: а зачем тебе нужны эти самые интеллигенты (ведь нужны же они каждому из нас), то и ответ получится сам-собой. Для того, чтобы поговорить — одна страта, для того, чтобы приколоться — другая. И все они в какой-то мере интеллигенты.
Вы, Анатолий, прошли определенныйы путь, искания совершили, духовный подвиг, как раньше говорили. Подвиг не потому, что это что-то помпезное и величественное, а потому что движение души.
И Вам воздалось: есть новый уровень знаний. Жизнь продолжается.
С уважением Вадим.
Спасибо, конечно, но нет, Вадим, это совсем не подвиг. Это одно из самых больших разочарований моей жизни. Я, например, считаю себя интеллигентом и, признаюсь, даже хорошим человеком. Но это никому не мешает думать обо мне совсем наоборот…И никто, и никогда здесь ничего не докажет!
Ниже идёт письмо, полученное с журнала «Эстет». Мне как- то не с руки быть на презентации, куда меня пригласили:). Однако,кто знает, может быть среди моих читателей найдутся желающие поговорить с коллегами об интеллигентах цифровой эпохи.