avatar-2Не лежит у меня душа к боевиким (action movies). Поэтому и, начитавшись рецензий типа написанной Михаилом Бреслером, не хотел на первых порах смотреть нашумевший фильм «Аватар». Разве что любопытно было узнать, а как это выглядит кино в формате 3D-IMAX. Ведь многие утверждают, что скоро оно совсем вытеснит традиционное кино, как в своё время цветные фильмы вытеснили чёрно-белые.

Настоящее желание всё-таки появилось, когда прочитал рецензию на этот фильм в блоге Артёма Кречетникова.  Люблю я этого блогера и стараюсь не пропускать ни одного его выступления. Настолько стиль мышления Андрея и его мировоззрение созвучны моим! Иногда мне даже кажется, что это я сам написал. Во всяком случае, прочитав его очередную заметку, понимаю, что затронутая им тема для меня закрыта, и нового я уже здесь ничего сказать не смогу. Лучше просто сделать ссылку, к чему часто и прибегаю. Есть, правда, у нас расхождения по некоторым вопросом, о чём иногда и спорю я с ним, чаще заочно. И вот в рецензии Артёма на «Аватар» я опять-таки столкнулся со спорным для меня моментом. Вернее двумя моментами.

Первый момент. По сути дела в сказке по имени «Аватар» обыгрывается совсем не сказочная ситуация. Человечество, находясь перед угрозой исчезновения энергетических источников, решает «достать» их на другой планете, которая заселена первобытными, в понимании пришельцев, племенами. Но обратили ли вы внимание, что форма землян в этом фильме уж очень смахивает на форму американских морских пехотинцев, а «дикие» племена уж очень напоминают индейцев? Отсюда и первый спрятанный вопрос – имеют ли права более развитые народы, по сути дела, ломать уже сложившуюся жизнь менее развитых народов? Ломать ради прогресса или спасения более продвинутой цивилизации. И где критерии этой самой «продвинутости»? Артём на этот вопрос однозначно отвечает ДА. А вот я не могу сказать ни ДА, ни НЕТ. Неоднозначно для меня всё это.

Второй момент. Опять совсем не сказочная ситуация. Даже ещё в большей степени почти совсем из реальной жизни. Главный герой фильма с несколькими своими товарищами, по сути дела, нарушает присягу (условия контракта) и предаёт остальных своих бывших товарищей. И не просто предаёт, но и участвует в их убийстве. Правда, в боевых условиях, но тем не менее. Да, как будто, исходя из моральных обстоятельств, он поступает правильно. Однако вспомним первый спрятанный вопрос, как мы видели, с не совсем однозначным ответом на него. Далее, не случайно же во все времена и все народы предательство всё-таки не оправдывали. Не уважали предателей даже те, на кого они стали работать. Отсюда и второй спрятанный вопрос, в оценке которого мы с Артёмом опять несколько разошлись – когда и при каких условиях предательство может быть оправдано? Есть ли критерии, обуславливающие такое оправдание? Согласитесь, что и здесь далеко не всё однозначно…

Не уверен, что автор сценария и создатели фильма сознательно спрятали эти вопросы. Думаю, что они даже перед ними не возникали. Однако кто мешает нам посмотреть на этот фильм с другой стороны? Ведь как-никак, а художественный кинематограф (пусть даже в 3D) – это всё-таки искусство. А искусство – это всегда неоднозначные вопросы. А то всё голливудский боевик, голливудский боевик…

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , ,

комментария 4 to “Аватар: спрятанные вопросы”

  1. Grigori:

    «имеют ли права более развитые народы, по сути дела, ломать уже сложившуюся жизнь менее развитых народов?»

    Режисёр ответил на этот вопрос.
    Вы обратили внимание на то как 2D плоско и в основном серо показан мир землян и как 3D объёмно,красочно, эфектно мир Пандоры.

    «Главный герой фильма с несколькими своими товарищами, по сути дела, нарушает присягу (условия контракта) и предаёт остальных своих бывших товарищей. И не просто предаёт, но и участвует в их убийстве. »

    Главный герой и его товарищи стали защищать мир Пандоры и ответить на начало военных действий.
    Или?

    • Григорий, спасибо за комментарий. По первому вопросу, позиция режиссера – это только его позиция, с которой зритель может соглашаться или нет. Однако спасибо за подсказу – лично я не обратил внимания на игру 3D-2D

      Что касается второго вопроса, то, мне кажется, здесь всё-таки нужен какой-то критерий более объективный, чем высказали Вы. Например, тот, что сделал Дмитрий Соколенко при обсуждении этой заметки в ПРУ, о личной выгоде.

  2. Grigori:

    Анатолий,
    согласен, что позиция режисёра — это только его позиция.
    Но если зритель не согласен с позицией режисера, то понравится ли ему фильм?

    Что касается второго вопроса.
    Стакан наполвину пуст или …..
    Защита любимой или предательство?
    Причём предаёшь тех, кто тебя использовал и обманул!
    Предельство ли это тогда?
    Каждый должен сам ответить на этот вопрос заданный режисёром.
    Для меня ответ очевиден. Предательства тут нет и быть не может.
    Джек был поставлен в условия когда он должен был выбирать.
    Он сделал свой выбор.
    А те кто не «предал» стали убийцами, послушными роботами-убийцами.

    • Но если зритель не согласен с позицией режиссера, то понравится ли ему фильм?

      Вопрос, конечно, интересный. Никогда даже об этом не задумывался…

      Для меня ответ очевиден. Предательства тут нет и быть не может.

      На эмоциональном уровне полностью с Вами согласен, Григорий. Я же ставил вопрос об оценке ситуации не в чёрно-белом голливудском мире (пусть и в цветах 3D), а по жизни. Как кстати, и первый вопрос тоже. А вот здесь уже всё становится менее очевидным.

  3. […] кто видел фильм «Аватар» помнят, что его основная интрига базируется на возможности временного, а затем и […]