khodorkovskyНа днях пришло сообщение, что опальный бизнесмен, отбывающий тюремный срок по обвинениям в налоговых нарушениях, стал лауреатом премии журнала «Знамя» в номинации «Глобус», ежегодно присуждаемой лучшему автору этого периодического издания Всероссийской государственной библиотекой иностранной литературы. Таким образом отмечены «Диалоги» Михаила Ходорковского с писательницей Людмилой Улицкой, опубликованные в десятом (октябрьском) номере «Знамени» за 2009 год.

Начал внимательно следить за Л. Улицкой, прочитав её, с моей точки зрения, шедевр в письмах «Даниэль Штейн, переводчик». И вот теперь в том же шанре переписки диалоги с М. Ходорковским. Знал, что вокруг этих диалогов происходят определённого рода события. Ходорковский даже в карцер за них попадал. Теперь понял почему. Ниже привожу первые вступительные фразы Л. Улицкой:

Когда в нашей стране поменяли президента, западные журналисты вместо прежнего дежурного вопроса “Нравится ли вам Путин?” стали спрашивать “Что собой представляет Медведев?”. Я честно отвечала — не знаю. Впрочем, никто в стране не знал. Человек возник из воздуха. Известно, что юрист.

Скоро узнаем, — отвечала я. — Если Ходорковского отпустят, значит, это самостоятельная политическая фигура. Если нет — лицо фиктивное.

Ходорковского не отпустили. Более того, затеяли еще одно дело, на этот раз уже совершенно высосанное из пальца. А Ходорковский в этих обстоятельствах ведет себя замечательно — с чувством собственного достоинства, бесстрашно и даже, пожалуй, дерзко.

У меня своя личная история: я вообще-то не люблю богатых. У меня обостренное чувство социальной справедливости, мне за богатых бывает стыдно. Это мой предрассудок, и я его признаю. У других тоже бывают слабо мотивированные пристрастия: одни не любят евреев, другие таджиков, третьия милиционеров, четвёртые – собак породы пит-буль… «

Не всё, что поведал в своих письмах Ходорковский, я принимаю, не во всём с ним согласен, как, кстати говоря, и сама Улицкая. Однако, прочтя Диалоги, несколько по-другому начал смотреть на когда-то самого богатого человека России. Кстати, его дискуссия с Улицкой о полномочиях и роли государства мне показались очень созвучными нашему разговору об управлении социально-сетевыми сообществами.

Лично пройдя чем бурные 90-е годы, занимаясь бизнесом, начиная почти с первых дней перестройки, я был и остаюсь на стороне политического заключённого Ходорковского.  Да, да, я не оговорился, политического заключённого. И считаю сам перманентный процесс над ним политически мотивированным.

Ведь все, кто занимался бизнесом в те годы, хорошо знает, что всех без исключения тех бизнесменов можно сегодня посадить. Таковы уж были правила той игры, в которую играли владельцы первых кооперативов и малых предприятий, партийные и комсомольские боссы, директора государственных предприятий и чиновники, сотрудники милиции и КГБ.

Играли все, кто занимался или хотел заниматься бизнесом. Говорю не с чужих слов – сам «играл». Как начинающий предприниматель играл и с министрами, и (в эпоху перестройки) с секретарями горкомов, и с генеральными директорами крупных заводов, и с депутатами. С кем только не приходилось играть!?

Единственная нормальная альтернатива массовой «посадки»– это амнистия на некоторых условиях (например, отдай традиционную «десятину» в казну!). Ну, а всё остальное, когда одного на нары, а второй продолжает покупать газеты и пароходы (читай, яхты) вместе с футбольными и другими спортивными командами, это уже чистая политика, немного замешанная на личных симпатиях и антипатиях….

—————————-

Вы и дальше можете следить за актуальными публикациями, которые меня заинтересовали. Ссылки на них я помещаю в разделе «Закладки недели» (вторая справа колонка). Это и технологические материалы, и публикации «за жизнь». Архив с аннотированными ссылками можно просмотреть также на странице «Источники».

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , ,

комментария 2 to “Диалоги с Михаилом Ходорковским”

  1. inga inga:

    That 10% is called Federal Taxation. At least, in the civilized business world, if you pay it you don’t go to prizon.

    • Вот поэтому «десятину» я назвал традиционной. Как помнишь и название киевской Десятинной церкви связано с налогами в Древней Руси. Нло я здесь имел в виду не налог на текущие доходы на обложение стоимости всегл бизнеса. А это, как понимаешь, значительно больше…

  2. […] amilner пишет: На днях пришло сообщение, что опальный бизнесмен, отбывающий тюремный срок по обвинениям в налоговых нарушениях, стал лауреатом премии журнала Знамя в номинации Глобус, ежегодно присуждаемой лучшему автору этого периодического издания … У других тоже бывают слабо мотивированные пристрастия: одни не любят евреев, другие таджиков, третьия милиционеров, четвёртые – собак породы пит-буль… “ Не всё, что поведал в своих письмах Ходорковский, я принимаю, не во всём с ним … […]