На эту заметку из серии офф-топиков меня подтолкнул один диалог. Произошел он между тремя пользователями, обсуждавшими мою статью об алхимиии SMM в E-xecutive, и абсолютно никакого отношения к той статье диалог этот не имел:

А.К.: …Цукерберга научите, как надо, а то его (Марка) с его миллиардами «побил» мальчонка «в контакте»))
В.П.: Тут уж как посмотреть: побил, стырил идею или творчески развил в национальных условиях.
А.К.: А тут как не смотри. В бизнесе нет понятий «стырил», «не стырил». Есть понятия «ЧТО СДЕЛАЛ» и «КТО СДЕЛАЛ». Сейчас в России VK = №1 и на текущий момент эта сеть признана стратегически важным активом федерального значения.
А.М.: Да, В.П., а Вы оказались немного старомодным специалистом:), пытаясь перенести библейскую заповедь «Не укради» на почву бизнес-заповедей времен Новой Нормы.

Как многие, наверное, уже поняли, А.М. – это я. Не буду продолжать тему библейских заповедей в наступающем мире Новой Нормы. Не буду говорить и о «важных активах федерального значения». В особенности после знаменитого указа о реестрах веб-ресурсов («активов»), в спешке принятого Думой. Иначе получатся уже офф-топики в офф-топике. А вот  линию «Facebook vs. ВКонтакте» хотел бы продолжить.

Когда-то Facebook имел соперников во всем мире. Сегодня их становится всё меньше. В особенности быстро сходят со сцены или уходят на второй план региональные конкуренты. VZ Network – давно уже не первый в Германии, как и Hyves в Голландии. Даже Orkut, долго доминирующий в Бразилии, уступил первое место Facebook. Китайские и японские клоны, как это не странно может показаться на первый взгляд, тоже начали сдавать свои позиции. Но только не  ВКонтакте. К удивлению многих этот российский клон пока довольно уверенно чувствует себя на родном рынке.

По данным ComScore и GFK за март 2012 г. ВКонтакте пока идёт с большим отрывом от Facebook в России, Украине, Белоруссии и ряда других русскоязычных стран. Это касается как общего количества пользователей, так и среднего времени, которое каждый из них проводит в социальной сети. ВКонтакте насчитывает по разным оценкам от 75 до 120 млн. пользователей, тогда когда в Facebook по самым завышенным оценкам – не более 12 млн., и он пока даже отстает от Одноклассников с 31.5 млн. пользователей. Какая часть активных пользователей Facebook одновременно (для приличия) зарегистрирована в Вконтакте, и наоборот? Мне такая статистика не попадалась, но думаю, что много. Сам к таковым отношусь, предпочитаю Facebook, а ВКонтакте нахожусь очень редко). В целом же известно, что 43% русскоговорящих пользователей по несколько раз просматривают новый контент (updates) в ВКонтакте, и только 18% — в Facebook.  Да, все эти показатели постепенно начинают давать крен в пользу Facebook. Однако динамика этих изменений совсем не та, что мы наблюдаем с другими бывшими конкурентами Facebook .

Гонки за лидером

В чем же дело? Известно, что русскоязычные пользователи распределяют свои симпатии так: бабушки и дедушки идут в Одноклассники, мамы и папы предпочитают Facebook, а их дети (студенты и школьники) – ВКонтакте  Известно также, что чем больше у россиянина связей заграницей, тем активнее он (она) в Facebook, ведь большинство заграничных «русских» присутствуют, именно, там. Но почему такая картина сложилась? Мне здесь видится три основных причины, которые я и хотел бы назвать.

Причина №1: потеря темпа. Сам Facebook виноват в том, что поздно по-настоящему обратил внимание на русскоговорящий рынок. А когда даже и обратил, локализация была проведена очень небрежно – на любительском уровне, свойственном для многих локализаций этого ресурса. Но что хорошо для стран, где на английском говорит почти каждый, «для России оказалось смерти подобно». Задержка с выходом на русскоговорящий рынок и низкое качество первых шагов в этом направлении, всё вместе привело к серьёзной, как говорят шахматисты, потере темпа. Теперь должны появиться уж очень веские аргументы, чтобы пользователь, все родные, знакомые и коллеги которого находятся ВКонтакте,  перешёл бы на другой ресурс, где большая часть его социального окружения пока отсутствует и/или появляется здесь очень редко. В результате происходит примерно то (правда, по другим причинам), что мы сегодня наблюдаем уже в другой гонке за лидером. В той гонке роль лидер принадлежит Facebook, а пытается догнать его Google+. Как будто ни в чем не уступает догоняющий лидеру, а в чём-то может быть даже и превосходит его, да и деньги на проект потрачены сумасшедшие (пол миллиарда»). И что сегодня представляет Google+? Пустыню, как сказал один мой виртуальный знакомый. И это притом, что количество  пользователей, зарегистрированных там, постепенно подбирается в 200 млн.  Да вот только появляются они в Google+ исключительно редко и, в основном, в экспериментальных целях. Как тот мой виртуальный знакомый, да и ваш покорный слуга тоже. А зачем? Сервисы почти те же, что и в Facebook, а пользователей и, во всяком случае, постоянно присутствующих там значительно больше. Аналогичную картину мы пока наблюдаем и в паре ВКонтакте (лидер) – Facebook (догоняющий).

Причина №2: авторские права. ВКонтакте, в отличие от Facebook, значительно меньше уделяется внимания всему, что связано с охранной авторских прав. Павел Дуров гениально воспользовался общей ситуацией, характерной для этого вопроса в России и рядом. ВКонтакте сегодня это не только социальный коммуникатор (платформа социальной сети), каким является его прототип. Ресурс дополнительно превратился, по сути дела, в бездонное хранилище самого разного контента (текстового, графического видео, вплоть до фильмов), происхождение которого мало кого интересует. Марк Цукерберг такую роскошь себе позволить не может по определению. Вот откуда, в частности, растут ноги у того факта, что многие студенты и школьники сознательно отдают предпочтение ВКонтакте.

Причина №3: след в след. Если в части «разнообразия» контента ВКонтакте достаточно «оригинален» по отношению к Facebook , то как социальный коммутатор клон является прямым подражателям своему прототипу. Все действия Facebook достаточно оперативно отслеживаются и качественно один к одному воплощаются ВКонтакте. Открылась платформа, социальные плагины в полной их номенклатуре, знаменитая кнопка Like (Нравится), фан-страницы и группы и так далее, и тому подобное, как только появлялась в Facebook, тут же находят своё место ВКонтакте. И нужно отдать должное Павлу Дурову, в части оперативности и качества копирования его программисты явно преуспели. Только что в дизайне пришлось несколько сбавить пыл, и то лишь после того, как на горизонте замаячили много миллиардные судебные процессы. И правда, зачем исследовать рынок, «креативничать», экспериментировать, методом проб и ошибок искать оптимальные и востребованные массовым пользователем решения? Пусть  шишки набивает себе Марк Цукерберг. А «мы (Павел Дуров) пойдём другим путем», вернее тем же путём, причём след в след. Главное –  не задерживаться на этом пути и не терять темп.

Вот так и видим мы в итоги две гонки за лидером, в которых принимает участие одна и та же пара. В одной – глобальной (причина №3) ВКонтакте гонится за Facebook, повиснув на его хвосте. Гонится, как и все  клоны Facebook, но перегонять  его не собирается. В отличие от Google+, например. Так удобнее, и расходов меньше. В другой гонке – локальной (причина № 1) уже Facebook сам гонится за ВКонтакте. Однако в этой гонке, в отличие от первой, преследующий  прилагает все усилия, что обогнать преследуемого.

Так что же может помешать Вконтакте и далее, придерживаясь выбранной им стратегии, удерживать постоянное лидерство на русскоязычном рынке? Во всяком случае, до новой «социальной» революции, например, связанной с децентрализацией социально-сетевого пространства? Разрешите мне перед тем, как ответить на этот вопрос, сделать одно лирическое отступление. Тоже, конечно, получается офф-топик в офф-топике, но без него мне здесь никак не обойтись.

Реинжениринг чужого

Я был свидетелем, а затем и участником многих пертурбаций, связанных с развитием компьютеров в бывшем Союзе.  Ниже идёт выдержка об этом из моей блог-заметки, опубликованной в 2006:

Вспомнил об одном совещании в союзном Минприборе, в котором участвовал. Дело было в начале 80-х годов. Обсуждали две возможных архитектуры в развитие семейства СМ ЭВМ: одна, как теперь бы сказали, по принципу реинжениринг «чужого», вторая — изобрести велосипед.

В пылу горячего спора, один сторонник второго направления накинулся на своих противников и, в конце концов, задал им сакраментальный вопрос: «А может и общественную систему будем заимствовать?» (термин реинжениринг тогда ещё на наших просторах не использовался). Все присутствующие смущённо замолчали…Через несколько лет начался социальный реинжениринг (простите, перестройка).

А если серьёзно, то до сих пор нет единого мнения: а правильно ли бывший Союз пошёл по пути реинжениринга чужого. И в аппаратуре, и в программировании: большие машины семейств ЕС ЭВМ и АСВТ – IBM 360, малые СМ ЭВМ – PDP 11(DEC) и HP 6000, микропроцессоры – Intel, AMD и т.п.

Лично я считаю, что сегодня, только можно поблагодарить тех специалистов и чиновников, которые в эпоху «развитого социализма» смогли отстоять политику «копирования достижений загнивающих» (хотя, конечно, всё было не очень красиво…в части интеллектуальной собственности – тоже по тем временам не очень известный термин). Несколько поколений программистов удалось не потерять.

Добавлю  к сказанному выше. И это притом, что первые отечественные ЭВМ, как тогда называли компьютеры, входящие в семейства Минск, БЭСМ, Днепр, и другие по заложенным в них архитектурным принципам и своему программному обеспечению ничем не уступали, а иногда даже превосходили американские компьютеры. А машину Мир, вообще, можно считать первой в мире мини–компьютером. Хотя и тут с программами тоже, оказалось, существуют проблемы. Придумать какой-либо хитрый алгоритм – на это светлых голов хоть отбавляй. А вот организовать работу на индустриальной основе больших коллективом этих самых светлых голов оказалось не так уж просто. Быстрее, дешевле и удобнее было заняться простой локализацией уже готовых кодов – переводить все входные и выходные сообщения на русский язык. В общем, уж если копировать, то лучше сразу и в аппаратуре, и в программы. Так плагиат был возведён в ранг государственной политики.

И знаете, на чём закончился этот узаконенный плагиат, или реинжениринг чужого? Не смогли в бывшем Союзе сделать нормальные клоны больших интегральных схем (БИС), лежащих в основу конструкции нового поколения машин. Вернее, на уровне копирования схем и здесь всё прошло более или менее гладко, хотя, конечно, с интегральными схемами было сложнее, чем с дискретными. Споткнулись же «копипастеры», как сегодня их назвали бы, не на копировании, а на серийном производстве. Не смогли в массовом порядке организовать выпуск персональных компьютеров на этих схемах. Левшу подковать – это всегда, пожалуйста. А вот поставить всё это на серийный поток – с этим оказалось туговато. Небольшие серии, как было раньше, с грехом пополам ещё шли, но не более того. А что за персональный компьютер, если он не массовый?  И никакое самое продвинутое программное обеспечение в этом деле не поможет: ни своё, ни чужое. Вот так мы плавно подошли к ответу на основной вопрос, поставленный в этой статье.

Как долго? Вместо заключения

Как долго будут продолжаться гонки за лидером, и когда дойдёт до финальной точки оригинальный метод реинжениринга, изобретённый основателем ВКонтакте? Возможности реинжениринга чужого самым естественным образом закончится тогда, когда появятся первые мобильные гаджеты со встроенными туда сервисами Facebook. А то, что судя по последним заявлением и, главное, действиям Марка Цукерберга, этого ждать долго не придётся, лично у меня не вызывает никаких сомнений. Распознавание кредитных карт, например, и возможность проведения всех сторонних платежей через Facebook.

Дополнение от 27 июля. Уже после опубликования этой статьи появилась следующая информация: «Социальная сеть Facebook и тайваньский производитель мобильных устройств HTC представят совместный смартфон в середине 2013 года, передает агентство Bloomberg со ссылкой на анонимные источники. По данным Bloomberg, у Facebook сейчас два приоритетных проекта в сфере мобильных устройств: выпуск собственного смартфона и доработка приложения для iPhone. Для выполнения последней задачи социальная сеть наняла бывших сотрудников Apple».

Вот именно с этого момента и начнётся постепенное умирание ВКонтакте, и всяким гонкам придёт конец. И статус «важного стратегического актива федерального значения» может спасти его только в одном случае, но о нём даже подумать страшно. Ведь Россия, насколько я понимаю, ни своих iPad’ов, ни своих iPhone’ов делать пока не собирается. А уже освоенные отвёрточные технологии здесь не помогут. Так что Facebооk, если и боятся в этом деле конкурентов, так это Samsung, а ещё больше того же Google и Microsoft. Последние как раз недавно объявили о планируемом выходе до конца текущего года на рынок планшетных компьютеров.

Для того, чтобы подвести читателей к этому выводу, и была поведана притча из реальной истории одного реинжениринга.

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , , , , , , , , , , , , ,