«Собственность надо раздавать государевым людям за службу, а не кому попало!»
Неназванный сотрудник ФСБ журналисту «Новых известий»
15 декабря в Хамовническом суде Москвы планировали начать оглашение приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву. В последний момент — из объявления на здании районного суда — стало известно, что заседание перенесли на 27 декабря.
Начинаю и заканчиваю год «делом Ходорковского». И, как это уже бывало в других случаях, мои мысли по поводу опального олигарха лучше всех изложил Артём Кречетников. Остаётся только дать выдержки из его статьи, которые мне показались наиболее интересными.
Символичнее было бы начать оглашение приговора 31 декабря или 2 января. Приговор, каким бы он ни был, станет началом нового политического года, а вернее, целой эпохи. Даже исход президентских выборов 2012 года будет, пожалуй, менее показателен в плане того, по какому пути пойдет Россия.
«Дело Ходорковского» разделяет российское общество уже семь с лишним лет. Спросите любого человека: он за или против Ходорковского? — и можно больше ни о чем не спрашивать.
Мало кто из оппонентов российской власти в деле Ходорковского сомневается, что и состояние свое в 1990-х годах тот приобрел не вполне безупречно и налогов избегал. Их возмущает иное: почему остальные олигархи процветают, а Михаил Борисович угодил в тюрьму, причем, по странному совпадению, глаза у прокуратуры открылись тогда, когда у бизнесмена не сложились отношения с президентом?
Почему у государства возникли претензии к Ходорковскому, стоило тому, первым из российских олигархов, захотеть быть хорошим — сделать прозрачными финансовые потоки ЮКОСа, заняться щедрой благотворительностью, начать легально финансировать политические партии и НПО вместо того, чтобы интриговать в Кремле?
«Наивно думать, что 1990-е годы был возможен хоть какой-то чистый бизнес. Но ЮКОС был флагманом процесса очищения бизнеса, это действительно была лучшая компания страны», — считает директор Института проблем правоприменения Европейского университета в Санкт-Петербурге Элла Панеях.
Выглядит все так, что российской власти нужны именно «олигархи» — те, с кем легко договориться «по понятиям», кому можно панибратски приказать Нажать «раскошелиться». Но не цивилизованные бизнесмены.
Фактически Ходорковского судили за то, за что можно судить чуть ли не половину населения России. Среди его недругов наверняка немало тех, кто в 1990-х получал зарплату «черным налом» и, следовательно, не платил налоги. Похоже, что осуждающие Ходорковского не любят его не за то, что он что-то нарушил, а за то, что «не как все».
«Представления о справедливости у нас простые: не высовывайся, а высунулся — будь готов, что тебя укоротят на голову», — сказал Русской службе Би-би-си руководитель отдела социально-политических исследований Левада-центра Борис Дубин.
«У социологов есть термин: «акт символического насилия», — говорит Элла Панеях. – Это не просто требование: не делай того-то — будет больно. Суть — в опускании вашего статуса, в констатации того, что вы уязвимы».
«Владимир Путин пришел к власти под негласную конвенцию: мы забываем все, что было в «лихие 90-е», а с сегодняшнего дня начинается «диктатура закона», — напоминает Элла Панеях. — Это было правильно, но в 2003 году Кремль нарушил конвенцию. Всем дали понять, что никакое следование закону в настоящем их не спасет».
Чтобы запугать и подчинить множество людей, не требуется репрессировать половину из них, считает эксперт. Достаточно репрессировать одного-двух и дать понять, что это может случиться с каждым.
Часть народа приветствовала первый процесс над Ходорковским, видя в нем торжество равенства и справедливости: не осталось в России «неприкасаемых»!
Но одно дело равенство перед лицом безличного и беспристрастного закона, другое — когда царь карает и милует, кого захочет, и перед его лицом все равны нулю.
Разумеется, не все в России думают и чувствовали так. Поэтому освобождение Ходорковского было бы символом того, что путинизм кончился.
Дополнение от 16 декабря. И это, видно, хорошо понимает В. Путин. Уже после публикации данной заметки пришла информация о некоторых его высказываниях на очередной «прямой линии» с россиянами — см. комментарий ниже.
Комментарии
Powered by Facebook Comments
Тэги: бизнес, перестройка, Россия, свобода
Уже после публикации данной заметки пришла информация о некоторых высказываниях В. Путина на очередной «прямой линии» с россиянами, которая в этом году длилась рекордное время. Среди высказываний премьера прозвучало и такое (о Михаиле Ходорковском):
«Вор должен сидеть в тюрьме! …Мы должны исходить из того, что преступление Ходорковского в суде доказано» . И это за две недели до вынесения приговора заявляет человек, который по образованию юрист:). Другими словами, как сказал, сопредседатель партии «Правое дело», «либо премьеру уже что-то известно, либо теперь со слов премьера что-то стало известно судье Данилкину»
Кстати об оппозиционерах. О них Путин сказал прямо:
«Денег и власти — вот чего они хотят. Если мы им позволим, они всю Россию распродадут…В свое время они поураганили, в 90-х годах, утащили вместе с Березовскими и с теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы [ну ника не может успокоится премьер, видно Ходорковским ему и ночью снится], о которых мы сегодня здесь вспоминали, немало миллиардов. Их от кормушки оттащили, они поиздержались — хочется вернуться и пополнить свои карманы»».
Похоже, что Путину знакомы политики, которые не только не хотят денег, но даже от власти в любой момент готовы отказаться. Подождём, может быть, в следующий раз он таких нам прямо и назовёт. В тоже время премьеру вдруг оказались незнакомыми факты, что, по словам В.Рыжкова агентству Интрефакс, за десять лет его пребывания у власти «уровень коррупции в стране вырос в 10 раз, количество чиновников — в два раза, количество долларовых миллиардеров выросло в 10 раз».
Попутно, не могу обратить внимания на ещё одну прозвучавшую здесь мысль Путина в стиле «мочить в сортире – шакалить у посольств– дубинкой по башке»:
«Нельзя опускать [правоохранительные органы] ниже плинтуса. Иначе, придется либеральной интеллигенции бороденку сбрить, самим надеть каску и на площадь — воевать с радикалами».
Правда чем-то напоминает «потирающих очёчки покашливающих представителей интеллигенции» у Алексея Касьянова? А не подпутывают ли некоторых радикалов подобные мысли премьера – их кумира?
Guardian в день начала оглашения обвинительного заключения