О серии переводов ЭРК и её портфеле

«Chris Messina*: ‘Google will be one node on a vast social web’» by Oliver Lindberg, TechRadar, June 27, 2010

googleПредисловие переводчика (на этот раз несколько удлинённое). Представлялось уже, что дальше совсем некуда ускоряться, но оказалось не так. Темпы развития социального-сетевого направления и нарастающее его влияния на ход развития всего Интернета продолжают бить все рекорды в истории технологий. Ведь совсем недавно, ещё в марте этого года, когда я начал работать над своими пусть и краткосрочными, но всё-таки прогнозами, чтобы никого не дразнить, решил их всё-таки окрестить фантазиями. Сейчас так уже не сделал бы.

И, действительно, в Интернете, как любит говорить один мой хороший виртуальный знакомый, «будущее начинается сегодня». События, происшедшие на этом рынке только в апреле-мае, тому яркое подтверждение. Сначала я их ещё пытался кратко отражать в приставках «Вдогонку…» к своим фантазиям, но потом бросил это неблагодарное дело – всё равно не угонишься!:). Посмотрите только на поведение ИТ-голиафов, скажем, Microsoft и Google. Мало того, что каждый из них ведёт «кровопролитные» веб-войны между собой и с другими «голиафами», причём сразу на нескольких фронтах (поиск, Веб ОС, офисные приложения он-лайн, облака, Enterprise 2.0, а теперь уже и общедоступная «социалка»), так и внутри у них начались «гражданские» войны. Последнее, конечно, не так бросается в глаза, но, тем не менее….

Воют два лагеря, исповедующие диаметрально противоположные идеологии развития социального Интернете. Первые – сторонники открытого единого пространства, в котором нет ни своих, ни чужих. Второй лагерь – это «империалистические ястребы», мечтающие подмять под себя всех и вся, так или иначе, включив остальные ресурсы в сферу своего влияния. Причём, что интересно, сторонники открытого Интернета в каждой такой компании готовы в этом деле сотрудничать с коллегами из, казалось бы, конкурирующих компаний.

Чего стоит, например, два почти одновременных «слива» внутригугловской информации, произошедших в июне. Сначала по Интернету пошло гулять в изложении TechRadar интервью** Криса Мессина (Chris Messina) — апостола Open Source и сегодняшнего высокопоставленного сотрудника Google. И почти тут же настоящий переполох вызвал впоследствии удалённый твит Кевина Роуз (Kevin Rose) — основателя Digg. При этом если К. Мессина утверждал, что будущее его компании – это открытый стандартизированный Интернет, то из сообщения К. Роуза следовало, что та же компания работает над сервисом «Google Me», что неизбежно должно привести со временем к прямому столкновению двух «империй» — Google и Facebook с его сервисом Like.

Начнём с интервью К. Мессина. Буду приводить только цитаты оттуда, иногда с комментариями от автора названной в преамбуле статьи в TechRadar (автор 1) или смежной статьи (автор 2) , или переводчика данных статей. Последние, как всегда, внизу в качестве обычных комментариев к  основной заметке.

А в конце приведу мнение Пит Кешморе (Pete Cashmore) *** – главного редактора Mashable, очень положительно отзывающем о возможности победы «ястребов» – сторонников ещё одного централизованного пространства под названием Google. До этого мы познакомились с другим аналитиком тоже, правда, не очень явно поддерживающим концепцию Интернета, разделённого между ИТ-лидерами, и уверенного, что и Google, и Microsoft вполне здесь могут составить конкуренцию Facebook, убежавшего пока вперёд.

Итак, предоставляю слово К. Мессина...

О связке «Gmail – Buzz» как форпосте на пути к будущему социальному Goggle

«Goggle’у предстоит ещё многое понять в этой [социально-сетовой] области. И мы все должны понять, что нужно сделать, чтобы получить свою долю в этой игре. Buzz {1} [здесь и далее цифра в фигурных скобках ссылается на краткую аннотацию протокола или стандарта, сделанную переводчиком в следующей заметке] – это неплохой первый шаг в данном направлении. Я бы сказал, очень сильный шаг. И мы собираемся здесь сделать несколько итераций в части улучшения этого продукта, изучая обратные связи в их совокупности и противоречивости, и находя выходы из запутанных ситуаций».

«Goggle должен стать единым узлом в огромном мире социального Интернета, и Buzz – это пока только форпост такого будущего узлу, который обращён лицом к пользователям Gmail. Если нам удастся предоставить этим пользователям удобные сервисы для вывода своей информации [во «внешний мир»], а также ввода сюда информации извне, это должно привлечь и других пользователей [к связке «Buzz – Gmail{1}»]. А это, в свою очередь, приведёт к тому, что, я надеюсь, станет новым направлением в социально-сетевых сервисах, которые должны далеко превзойти имеющиеся сейчас сервисы, выполненные в стиле новостных лент, или потоков (feed). Эти новые сервисы будут значительно богаче, более контетно-насыщенными и более приспособленными к мобильному Интернету, настолько, что сейчас это даже невозможно вообразить»

[ От переводчика (№1) ]

Об Интернете будущего как децентрализованном пространстве

«Следующим шагом должен стать проект DiSo {2}, который является частью наших усилий, направленных на создание открытого, никому не принадлежащего (non-proprietary), объединения взаимодействующих (interoperable) блоков [ресурсов] децентрализованного социального Интернета [выделено переводчиком]». В рамках этих усилий проект DiSo будет тесно связан с Activity Streams {3} –протокола взаимообмена сообщениями, который даёт вам возможность посылать сообщения с одного url к другому [кстати, разрабатываемого под эгидой Microsoft]».

Комментарий от автора 1. Если здесь другие последуют за Goggle, то для конечных пользователей, наконец-то, появится уникальная возможность обмена информацией, находясь в разных ресурсах и не прибегая к помощи другого ресурса – посредника.

Комментарий от автора 2. Если Goggle, действительно, вводя сервис Goggle Me, собирается создать некий клон Facebook, то учитывая «пользовательскую массу» последнего, он вряд ли его этим испугает. Будущее Goggle в социальном мире может быть только на пути апологета стандартизации и открытого Интернета. И заделов для этого у него вполне достаточно. Ведь ещё Wave {4} был создан на основе открытых стандартов XMPP {5}. Поэтому, если уж делать Goggle Me, то только на базе XMPP…. Единственный путь, где Google, как и Microsoft, может добиться успехов в социальном мире, это открытое и реально децентрализованное пространство с набором данных и решений, где сам этот набор не имеет своего собственника.  Google будет очень тяжело на это решиться, так как компания уже обременена массой своих [социальных] продуктов, своим Google ID и своими адресами Gmail, [как и своим, кстати говоря, Friend Connect {6}]. [И всё же,] с его армией толковых инженеров, если уже и создавать что-то типа Goggle Me, то только не в рамках концепции «один ресурс должен править миром».

[От переводчика (№2)]

[От переводчика (№3)]

О необходимости пересмотра принципов OpenID

«Мы работаем с сайтами, признающими OpenID {7}, как будто сидим на не остывших углях (our hair is on fire). Проблема заключается в том, что исторически OpenID ставит приватность (privacy) на первое место и сайты, ориентированные на этот протокол [стандарт], оказываются не доступны для многих людей, с которыми мы, действительно, хотели бы обмениваться информации [и которые это хотели бы делать с нами]. Дело в том, что возможность обмена информацией исходно не была заложена в протокол OpenID. Поэтому мы только сейчас приступаем к разработке протоколов взаимного обмена информацией между ресурсами (interoperable technology). Я их называю OpenID Connect».

«Независимо от того, что понимает Facebook под своим Connect [протокол Facebook Connect {8}], что он делает и собирается делать в этом направлении, я думаю, что глагол «контачить» (connect) здесь нужно использовать в более соответствующем плане – как обеспечение для людей возможности разрешать или не разрешать долговременный доступ к их [персональной, прежде всего] информации. Как отрасль мы должны ещё много сделать, чтобы научить людей всесторонне понимать множество доступных вариантов, связанных он-лайн идентификацией, правильно выбирать из них нужный вариант и грамотно их использовать».

Комментарий от автора 1. Необходимо учесть, что Goggle сегодня самый мошный провайдер OpenID. 61% из всех его зарегистрированных пользователей идентифицируют себя здесь через OpenID.

Комментарий от автора 2. Facebook вынужден был добавить поддержку OpenID. Однако базовая архитектура этого ресурса, не очень тому способствует, так как не даёт пользователям надлежащий контроль над их данными.

[От переводчика (№4)]

О сотрудничестве с Mozilla и социальных браузерах

«Идея [первых контактов с Mozilla] заключалась в том, как сделать браузер более социальным. Другими словами, как превратить браузер в «социального» агента. Кто-то должен помочь пользователям эффективно работать с массой веб-информации, которая проходит через каждого из нас. Прежде всего, нужно рассказать браузеру, кто вы есть, перенести туда свою идентификацию, точно так же, как я это, например, делаю, когда переношу SIM-карту с одного своего мобильного телефона на другой. Однако речь идёт не только об идентификации личности. Важно перенести туда информацию и о своих друзьях, и о своих предпочтениях».

«Почему Apple делает всё больше шагов в сторону «закрытие» идентификационной информации своих пользователей? Похоже, что и Facebook собирается направиться в сторону внутренней централизации пользовательской информации».

[От переводчика (№5)]

О возможности победы сторонников централизации (P. Cashmore***)

«Если слухи о том, что Google начал строить конкурента Facebook, подтвердятся, то весь Веб-мир должен наконец-то вздохнуть с облегчением. Конкуренты сейчас здесь очень даже кстати. Ведь до сих пор Google, будучи очень силён в алгоритмах, постоянно «пробуксовывал», когда дело касается социального Интернета».

[От переводчика (№6)]

Послесловие переводчика. Я думаю, вам не надо говорить, что позиция Goggle в изложении Мессина мне очень даже симпатична. Ещё бы, ведь, по сути дела мы говорим об одном и том же – о децентрализации Интернета. Мессина — главный гугловский адвокат открытого Интернета при этом, естественно, педалирует на открытость. Я же «нажимаю» на единое интерактивное пространство. Но говорим мы с ним об очень близких вещах. Принципиальная разница между нашими концепциями лежит только в том, что у меня «единство» и «открытость» включает в себя возможность доступа с любой точки Интернета не только ко всему контенту, независимо от места его расположения, но и ко всем сервисам (см. также комментарий №1).

В то же время, как я уже сказал в своём комментарии №6, говоря о гражданской войне в стане каждого из ИТ-гигантов и о столкновении идеологий открытого (единое пространство) и закрытого (империалистического) Интернета, остаётся всё-таки вопрос, а какая концепция здесь восторжествует? Ведь тот же Microsoft достаточно долго процветал на рынке программ для персональных компьютеров, как и сам Goggle на рынке поисковиков. И на указанных рынках сферы влияния этих «технологических империалистов» были довольно внушительными.

Сегодня нельзя полностью исключить и совершенно другие предположения. Первое – тривиальное предположение – подобная якобы утечка внутренней информации осуществляется просто, чтобы напугать врага, ввести его в заблуждение. На самом же деле гиганты просто не хотят складывать яйца в одну корзину, параллельно разрабатывая два направления. Второе – фантастическое предположение. Мы имеем дело просто с операцией прикрытия. На самом же деле в некоторый день «Д» на арену выйдет нечто третье, совсем ни на что из нами обсуждаемого не похожее.

———-
* Крис Мессина, несмотря на свою молодость (ему только 29 лет), хорошо известен в широких кругах веб-общественности, прежде всего, как человек активно пропагандирующий открытость Интернета. Он является членом Совета организаций OpenID{7} и Open Web, активно участвовал в кампании Spread Firefox, тесно связан с разработкой стандарта OAuth 2.0 {9} и проекта DiSo{2}. Поэтому недавних переход Криса в Google на должность Open Web Advocate, которая, похоже, специально для него и введена, удивил очень многих. Ведь он при этом теряет свою независимость. Сам Мессина же объясняет свой переход очень просто. Крис считает, что, только работая в компании подобного калибра, можно провести в жизнь «революционные идеи». Мне кажется, он прав!

** Так и не понятно, где, собственно, впервые появилось рассматриваемое интервью. По Интернету, в основном, «гуляли» копии статьи из TechRadar, которую я и перевёл. Хотя то, что говорится, в этом интервью во многом перекликается с другими более ранними интервью идеолога открытого Интернета, например, здесь, и здесь. Тогда почему-то всё это прошло не очень замеченным. Это я к вопросу об одновременно организованных утечках информации:).

***Google building a Facebook rival? Let’s hope so! by P. Cashmore – главный редактор Mashable – популярного блога о социальном медиа, ведёт также еженедельную колонку CNN о социальных сетях и технологиях. Мы уже реферировали одну из последних его статей о конкуренции Google и Facebook.

Платформы и протоколы, упомянутые в тексте

Комментарии

дискуссий, синхронизированных с Фейсбук, и (за ними) «внутренняя» дискуссия, если она есть

Powered by Facebook Comments

Тэги: , , , , , ,

комментариев 6 to “ЭРК: Гуглиаф на «социальном» распутье – открытость под себя или для всех?”

  1. От переводчика (№1 – к «О связке «Gmail – Buzz»….» ). Здесь ни о кого не должно быть сомнений, что подразумевает К. Мессина под «единым узлом». Он говорит не о социальном Goggle как единственной точке в Интернете, а только о необходимости сосредоточения в одном месте всех социальных сервисов компании, сегодня пока довольно разношерстных и плохо совместимых между собой. Здесь, однако, есть некоторое расхождение с единым пространством и её Общей шиной «Моего Интернета». У меня на ОШ находится не только площадки с контентом, как у Мессина, но площадки с сервисами. Другими словами, по Мессина пользователи любого «единого узла» Google обречены на применение только сервисов этой компании. Например, это могут быть сервисы типа Gmail или Wave. В моём же варианте, эти пользователи при желании легко могут переключиться от сервисов, скажем, типа Wave к сервисам Microsoft Live Doc. Точно так же, как, вообще говоря, уже сегодня любая сторонняя программа может легко подключить к себе Google Map.

  2. От переводчика (№2 – О стандартизации децентрализованного пространства). Самыми последними телодвижениями Google в этой области, похоже, осуществлёнными не без влияния Мессина, была активизация поддержки протоколов для обмена информацией между сайтами: OAuth 2.0{9}и OExchange {10}.Первый протокол направлен на работу с персональной информацией пользователей, второй – на работу с общим контентом (статьи и тому подобное). При этом Google уже купил компанию Meebo – разработчика OAuth и активно сотрудничает с Clearspring Technology – разработчиком OExchange.

  3. От переводчика (№3 — О стандартизации децентрализованного пространства и доменных адресах). Сейчас появляется всё больше работ, в которых рассматривается идея использования доменных адресов (url) не только для децентрализованного информационного обмена между сайтами или так, как это делается, скажем, в OpenID {7}, но и в качестве некоторого идентификатора пользователей, внушающего наибольшее доверие. В частности, это рассматривается в работе, где говорится о том, как оживить технологии e-mail. Мне кажется, здесь можно пойти ещё дальше, связав доменные адреса с концепцией уникальной пользовательской площадки в едином интерактивно-интеллектуальном пространстве. Об этом я и хочу поговорить в одной из следующих заметок.

  4. От переводчика (№4 – к «Об… OpenID» ). По всей видимости, говоря об OpenID Connect, Мессина подразумевал протокол OAuth{9} или некоторые заложенные там возможности временной аутентификации «чужих» пользователей. Как известно, интервьюируемый принимает (принимал) активное участие в его разработке. Это ещё раз подчёркивает, что в целом, к сожалению, и Мессина, и его комментаторы, говоря об информации, имели в виду, прежде всего, так называемые, персональные данные. Те, что хранятся у нас в учётных карточках (account) и профилях (пристрастия и предпочтения, текущие дела/update, фотографии, списки «друзей» и тому подобное). За исключением, пожалуй, OExchange {10}, все пока очень мало говорят об обмене более серьёзной и, как правило, более публичной информацией (статьи, аналитика, отчёты и тому подобное). Никакие стандарты, включая OExchange, не замахиваются пока и на вопросы коллективной фильтрации и сортировки контента, не говоря уже о персонификации данного процесса и связанного с этим более сложных критериев организации социальной среды для каждого пользователя (не только «друг — не друг»). Несмотря, как я уже сказал, на публичность — потенциально большую открытость такой информации – здесь тоже существует много проблем, например, лежащих в области авторских прав, корпоративных секретов и тому подобное.

  5. От переводчика (№5 – к «О…социальных бразерах»). Уже несколько лет существует, так называемый, социальный браузер Flock, до последнего времени работающий на той же открытой платформе, что и Mozzila Firefox. Но это далеко до той открытости, о которой мечтает Мессина. В этом браузере всё опять централизовано внутри его самого. Опять мы имеем здесь дело с закрытыми сообществами (gated community). Мессина же всё время говорит об открытом едином Веб-пространстве. При том очень примечательно, что обсуждает он данный вопрос не с разработчиками браузера Goggle Chrome , а с разработчиками Mozzila. Однако гражданская война дала и здесь о себе знать. В то время, как Мессина ведёт разговоры с Mozzila, сам Flock совсем недавно вдруг «решил перейти» с платформы Firefox на открытую базовую платформу Chrome:).

  6. От переводчика (№6 — к «О возможности победы сторонников централизации») Вообще говоря, Google, как и кстати, Microsoft (правда, в меньшей степени), уже давно, так или иначе, поддерживает все начинания, связанные с открытостью Интернета. Достаточно только вспомнить всё, что было связано с OpenSocial {11}. Однако до прихода в компанию Мессина уж очень открыто в позиции Google торчали уши собственного интереса, Желание всё и вся подмять под себя, под свои продукты типа социально-сетевых Orkut и Wave{4}. Например, тот же Google Friend Connect {6} не только сохранил в своём названии фирменное имя, но и поставлялся пользователям не как библиотека OpenSocial API, а в виде отдельной веб-программы, построенной на этой (OpenSocial) открытой платформе. Поэтому, чтобы определиться с искренними намерениями компании, нужно ещё подождать, как будут далее развиваться события.